20.05.2019
В
дошкольном возрасте происходит упрочнение
«Я» ребенка и осознание его качественных характеристик:
какой я — плохой или хороший? В дошкольном возрасте также активно развивается самосознание. Ребенок осознает себя в целом хорошим, но имеющим некоторые недостатки, и начинает
понимать, что основное условие, которое
надо выполнять, чтобы быть хорошим,
— это соответствовать родительским
требованиям. Если же ребенок ощущает себя недостаточно хорошим, чтобы получать должное внимание позитивными способами, то у него могут складываться и закрепляться различные формы получения негативного внимания: нарушение поведения, ложь, драки и т п. В этом случае ребенок предпочитает быть наказанным, но обязательно замеченным взрослыми.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей
от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения
и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется
вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее
эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия
даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав,
проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у
него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию
личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного
отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым,
ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими.
Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития
положительных социальных качеств у ребенка.
Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его
социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым
расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение
взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить
контакт со взрослыми, или сам замыкается и старается избежать общения. Во
взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы
воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения,
где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется
как форма порицания ребенка за серьезный поступок.
Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со
взрослыми. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых»
предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто
эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной
любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия
во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение
столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных
действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми.
По мере развития личности у ребенка
повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции.
За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями,
умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и
возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.
Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника.
старший воспитатель: Крючкова Г.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.05.2019
Дата обновления: 26.05.2019
Дата публикации: 20.05.2019