23.04.2020
Сенсорные игры с аутичными детьми.
Цель: создание эмоционально
положительного настроя.
Задачи:
— переживание
приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении
ребенка;
— возникновение
эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека,
который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной
работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
— получение
ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его
представлений об окружающем мире;
— внесение в
игру новых социальных смыслов посредством
введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые
представления о социальных взаимоотношениях.
Игры
с красками.
«цветная
вода»
Для игры
потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в
дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы в ряд на
столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов
— красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка,
если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из
стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка,
внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую
краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что
получится? Смотри, как красиво!» Обычно ребенок завороженно следит за тем, как
облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в
следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится.
Так, если
ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу
просьбу-инструкцию — предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую
бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол,
попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. В
начале такой работы действуете вместе с ребенком: «Давай откроем кран. А где
наша бутылка? Вот она, нальем в нее водичку — ух какая тяжелая теперь бутылка,
понесем ее вместе. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль — течет
водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась лужа! Возьмем тряпку и
вытрем стол. Вот теперь стало хорошо» и т.д. Когда же ребенок достаточно
освоится в этой игре и четко усвоит некоторые несложные действия,
предоставляйте ему все больше самостоятельности при выполнении заданий.
«СМЕШИВАЕМ КАРСКИ»
Смешивая
краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в
один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько
красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и
желтого — зеленый, из красного и синего —фиолетовый.
Яркие ощущения
может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для
этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для
акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив
влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по
бумаге. Продолжайте другими красками.
Как бы
случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски — вода
смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона.
Экспериментируйте вместе с ребенком!
«ПЕРЕЛИВАНИЕ
ВОДЫ»
Чтобы ребенку
было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите
пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь
наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а
теперь — полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.
«ОТКРЫВАЙ – ЗАКРЫВАЙ»
Переверните
наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую
из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: «Закрыли водичку!
Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лена (побуждайте ребенка
использовать обращения), открывай!" Вот, открыла — снова потекла водичка
буль-буль-буль!» В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его
закрыть и открыть воду.
«КУПАНИЕ КУКОЛ»
Искупайте
кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в
полотенце: «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку,
теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто
первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка?
Не горячо?» и т.д.
Игры с мыльными пузырями.
Детям нравится
наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по
комнате, пока не «поймают» все до одного, и тут же просят повторения. Но сами
выдуть пузыри часто отказываются — это требует сноровки и определенного уровня
развития дыхания.
Мы предлагаем
предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно
научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.
Предлагаем такие игры:
— «Снег пошел» — дуть на кусочек ватки в
воздухе, чтобы она не упала.
— «Плыви, кораблик!» — дуть на
маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).
— «Вертушка» — дуть на игрушку-вертушку.
— «Катись, шарик!» — дуть на
маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку.
— «Бульки» — дуть через трубочку в стакан,
наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный
выдох и сильно ли он дует.
Играя с
мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не
втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок
из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных
пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.
«мыльные
пузыри»
Чтобы вызвать
у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо
рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки — для этого возьмите
(предварительно обговорив с ребенком цель) из «Макдоналдса» коктельную трубочку
или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого
пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать
гелевую ручку и использовать ее корпус — прозрачную трубочку из твердой
пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать
трубочку).
«ПЕННЫЙ ЗАМОК»
В небольшую
мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте.
Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть — с
громким бульканьем на глазах у робенка вырастет облако переливающихся пузырей.
Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь
пены пластмассовую или резиновую игрушку — это «принц, который живет в пенном
замке.
Игры со светом и тенями.
«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»
Выбрав момент,
когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и постарайтесь
обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по
потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до
светового пятна. Тогда неспеша отодвигайте луч в сторону: попробуйте привлечь
ребенка к игре — предложите поймать убегающего «зайчика». Если малышу
понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать
луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света очень
эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю!
Какой шустрый зайчик — как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не
достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» Смех ребенка станет вам самой лучшей
наградой.
- ТЕНИ НА СТЕНЕ
Когда
стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи
кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно
использовать различные предметы и игрушки.
Ребенок может
испугаться, так что пробуйте осторожно и в первый раз проводите такую игру не в
детской комнате. В случае испуга страх ребенка окажется прочно связан в его
сознании с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой.
Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря.
- ФОНАРИК
Приготовьте
электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире.
Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по темным
аллеям парка, где нет фонарей, и т.п.
- ТЕМНО —
СВЕТЛО
При помощи
фонарика устройте освещение в кукольном домике или в домике для игр, который
можно соорудить из большой коробки.
Игры со льдом.
«ЛЬДИНКИ»
Пусть мама заранее
приготовит лед: вместе с ребенком заполнит водой форму для льда и поставит в
морозильную камеру. На занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из
формы в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла — стала холодная и твердая».
Погрейте кусок льда в ладошке: «Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая —
давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка
капает — это лед тает и снова превращается в воду».
«ТАЕТ ЛЬДИНКА»
Подогрейте
кусочек льда над пламенем свечи или над включенной плитой. Или в стеклянный
стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочек льда и
понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать,
как по-разному тает лед в воде разной температуры.
А когда
ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда,
чтобы «чай быстрее остыл». Также можно охладить сок для мишки, мишка пьет и
приговаривает; «Ах, какой холодненький сок!»
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЛЕД»
Можно
приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на
большом куске льда.
Игры с крупами.
Приготовьте
крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.
«ПРЯЧЕМ РУЧКИ»
Насыпьте
гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами,
ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите
ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем.
Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга —
немножко колется, да?»
Прячьте мелкие
игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите. На следующих занятиях можно
использовать другие крупы.
«ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ»
Пересыпайте
крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте
крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
«ПОКОРМИМ ПТИЧЕК»
В этой игре
понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек — это могут
быть воробушки, или курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи!
Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам
зернышек. Кушайте, птички, зернышки!»
«РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ»
Перемешайте в
мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и
фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки
перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».
Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом,
глиной).
Заранее
оговорим, что использование некоторых материалов невозможно из-за повышенной
брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвырнуть тесто,
потому что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от
работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. Выбирайте
экологически чистый не ароматизированный пластилин естественных цветов,
достаточно мягкий, но не липнущий к рукам. При этом не всегда ваш выбор
совпадет с выбором ребенка. Тем не менее, опыт показывает, что можно найти
материал, который ребенку понравится.
Для работы с пластичными
материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними:
— Мнем и отщипываем. Приготовьте
брусок пластилина и предложите ребенку подержать его в руках, помять
пальчиками, отщипнуть несколько маленьких кусочков. Такие действия познакомят
ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные
тактильные ощущения пальцам рук. В следующий раз предложите ребенку кусочек
теста, затем — глину. Обратите внимание на то, что разные материалы непохожи
на ощупь, обладают различными свойствами.
— Надавливаем и размазываем. Научите
ребенка надавливающим движением указательного пальца прижать кусочек
пластилина к дощечке или листу картона (в результате должна получиться круглая
лепешечка). Если же сначала надавить пальцем на пластилин, а затем сместить
палец, то таким способом (размазывание) мы получаем пластилиновую линию.
— Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Покажите
ребенку два основных приема лепки (скатывание шариков круговыми движениями и
раскатывание колбасок движениями вперед-назад): на плоскости стола или между
ладонями, если работаем с большим куском, или между пальцами (большим и
указательным, или большим и средним), если кусок пластилина маленький. Поначалу
действуйте руками ребенка (если он не станет сопротивляться). Затем предложите
малышу попробовать делать это самостоятельно. Обычно выполнение этих простых
приемов, особенно ребенка.
— Режем на кусочки. Научите ребенка разрезать
пластилин или тесто на кусочки различных размеров с помощью пластмассовой стеки.
После того как
ребенок усвоит каждый прием отдельно, можно в одной игре комбинировать разные
методы. Например, когда «лепим пирожки», мы и мнем, и раскатываем, и разрезаем.
«ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КАРТИНКИ»
При создании
пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким
простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из
пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин — это «травка», отщипните от
бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их — получилась
«полянка с ягодками». Таким же способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки»,
а на голубом картоне появится желтое
пластилиновое «солнышко» с лучиками. Размажьте на темном фоне разноцветные
кусочки пластилина —получился «салют». А если к картонному кругу придавить
разноцветные пластилиновые лепешечки, то получатся «конфетки на тарелочке».
«ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ»
Скатаем
маленькие шарики из пластилина красного цвета —получились «ягодки», а
разноцветные шарики станут «конфетками» или «витаминками». Если в разноцветные
пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки»,
предварительно удалив вату) — получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс».
Раскатаем кусочек красного пластилина — получаем «колбасу», а если тонко-тонко
раскатать белый пластилин — выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок
светло- коричневого пластилина на кусочки — это «хлеб».
Итак,
«угощение» готово, приглашаем кукол на «Обед». Можно из кусочков пластилина
разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и организовать «День
рождения».
Когда затеете
тесто, дайте ребенку кусочек и попробуйте организовать с ним лепку «пирожков».
Игры со звуками.
«ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ»
Окружающий мир
наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка —
прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки,
когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и
т.д.
«ПОСТУЧИМ,
ПОГРЕМИМ»
Извлекайте
разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими)
ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками
пальцев по стеклу.
«НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ»
Насыпьте в
небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по
две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, — пусть он
найдет коробочку, звучащую так же.
Помимо круп
можно использовать бусинки, камушки и другие материалы.
Количество пар
коробочек увеличивайте постепенно.
«СВИСТУЛЬКИ»
Приобретайте
для ребенка разнообразные звучащие игрушки — погремушки, свистульки, пищалки и
т.п.
«ЗВУКИ ПРИРОДЫ»
Оказавшись на
природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг — шелесту
листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут
успокоение и гармонию.
Игры с ритмами.
Проведение игр
с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование
интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь,
развить подражание, вызвать двигательную активность
В играх с
ритмами используйте следующие приемы:
— хлопки в ладоши;
— топанье ножками;
— прыжки в определенном ритме;
— танцы;
— проговаривание текстов стихотворений;
— пение детских песенок.
Использование
стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:
—
Сопровождение текста движениями;
—
Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;
— Показывание
сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание
ребенком песенки).
При этом
следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и
доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка
должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно,
давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше правятся.
Сначала
взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их
движениями. Когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь во время
проговаривания или пения, дает ребенку возможность договорить или допеть
последнее слово в строке, а, возможно, и целую строку. При этом , побуждая
ребенка повторить выразительное движение, сопровождающее пение или
проговаривание.
Игры с движениями и тактильными ощущениями.
Поскольку
прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу
старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь
момента, когда ребенок первый проявит инициативу. Это может произойти
по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время
занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул
руку и стал ощупывать ваш нос, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту
возможность), или же снял кофточку и словами «Больно, болит!» выразил просьбу
погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг
ребенка в вашу сторону.
Если это
произошло, то в занятиях становится возможным проведение таких игр:
«ТОРМОШЕНИЕ,
ВОЗНЯ»
Обычно происходит
на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время
подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и
т.п.
«ДОГОНЮ-ДОГОНЮ, ПОЙМАЮ-ПОЙМАЮ»
Делаете вид,
что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры
наоборот — пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен
для аутичного ребенка, т.к. требует от него большей активности и
произвольности действий.
«САМОЛЕТИКИ»
Покружите
ребенка в воздухе — «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или на
пол—«Приземлились...»
Источник: Елена Янушко «Игры с
аутичным ребенком».
Подготовила: учитель-логопед
Игошева Ю.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.04.2020
Дата обновления: 23.04.2020
Дата публикации: 23.04.2020