20.04.2020
Играем дома и в детском саду.
Для проведения
данных игр нужны простые пособия.
Игра «Отгадай, что в бутылке».
Цель: развитие умения узнавать источник звука на слух, развитие
слухового внимания и памяти, пассивного и активного словаря (названия
наполнителей, название действий и др.), слуховых образов звучания разных
наполнителей, произношения.
Оборудование: 2-12 непрозрачных бутылочек (например, из под
йогурта) одинаковой формы, материала и цвета, наполненные на 5-10% фасолью,
монетами, гречневой крупой, мелкими камешками, пластмассовыми пуговицами,
водой, мелкими гвоздями, конфетами в целлофановых фантиках, песком. В трех
бутылочках находятся по одному из предметов – одна пуговица, одна монета, одна
конфета. Звуки, издаваемые при встряхивании бутылочек отличаются громкостью
звучания. Нужны также карточки с изображениями наполнителей и названиями
наполнителей на обратной стороне (можно нарисовать самостоятельно и подписать).
Участники: взрослые (1-2), дети (1 и более).
Подготовка: участников знакомят со звучаниями
наполнителей. Выясняют у детей: слышали раньше они эти звучания или нет; помнят
их или нет; называют наполнители, читают названия наполнителей, написанные на карточках;
соотносят названия с предметами-наполнителями.
Ход игры.
Ведущий называет
образцы наполнителей, которые лежат на столе. Далее он встряхивает бутылочки,
вызывая звуки, а затем меняет бутылочки местами так, чтобы дети не видели.
Инструкция: «Послушай, угадай и назови, что в
бутылочке». Участники при встряхивании бутылочки должны отгадать, что там
находится, назвать наполнитель или показать соответствующую картинку и прочесть
его название.
Усложнение игры.
1.Увеличение
числа количества бутылочек с 2 до 12.
2.Дети называют
наполнители только по памяти, то есть не читают надпись на обороте карточки.
Варианты игры.
1.Игроку
предлагается сравнить звук, издаваемый при встряхивании одной бутылки со
звуками при встряхивании 2-5 других бутылок и найти бутылку, издающую такой же
звук.
2.Игроку
предлагается сравнить звук при встряхивании
4-10 бутылок с разными наполнителями (например: фасоль, монеты,
пуговицы, камни, гвозди), содержащих один или несколько предметов. Игрок должен
определить/рассортировать бутылки в зависимости от количества предметов в
бутылке. Предварительно детей знакомят со звуками, издаваемыми предметами при
встряхивании бутылок, учат сравнивать их звучания. Сначала ребенок встряхивает
бутылки с содержимым и запоминает звуки, затем определяет их только на слух.
Игра «Чей телефон?»
Цель: развитие умения находить источник звука и
узнавать его на слух, слухового внимания и памяти, пассивного и активного
словаря (звонит, телефон, мамин, папин, бабушкин, дедушкин, нашел, потерял и
др.), произношения.
Оборудование: 2-4 мобильных телефона (мамин, папин,
бабушкин, дедушкин, брата или другого ребенка).
Участники: взрослые (1-2), дети (1 и более).
Подготовка: участников знакомят со звучаниями звонков
(сигналами вызовов) телефонов разных владельцев. Называют, чьи это телефоны.
Ход игры.
Ведущий включает
звонок одного из телефонов так, чтобы дети не видели.
Инструкция: «Послушай, угадай, чей это был телефон».
Участники должны отгадать, чей телефон звонил. Выигрывает тот, кто делает это
быстрее.
Усложнение игры.
1.Увеличение
числа телефонов с 2 до 4.
2.Участники
должны определить по звучанию, чей это был телефон, и найти спрятанный звонящий
телефон.
3.Одновременно
звонят 2 телефона из 3 – 4.
4.Последовательноо
звонят 2 телефона из 3 - 4.
5.Участники
должны назвать имена владельцев телефонов, звонки которых они слышали.
Играем везде.
Игры, в которые
можно играть в любых ситуациях – дома, на занятиях, на прогулке, стоя в очереди
и т.д.
Игра «Сделай как я».
Цели: развитие умения узнавать на слух
действие, в процессе которого возникает звук, развитие слухового внимания и
памяти (слуховые образы звуков, издаваемых человеком), восприятия и
воспроизведения ритма звуковых последовательностей, развитие слухо-двигательной координации, пассивного и
активного словаря (названия звуков, издаваемых человеком), произношения.
Участники: взрослые (1 – 2), дети (1 и более).
Подготовка: детей знакомят со звуками, издаваемыми
человеком, или напоминают их, выясняют, в каких ситуациях они слышали их
раньше, знают ли они, как называются звуки (кашель, чихание, хлопки, сопенье,
цоканье языком, произнесение слогов и др.).
Инструкция: «Закройте глаза. Послушайте звук,
сделайте такой же звук».
Ход игры.
Ведущий издает
какой-то звук (имитирует кашель, чихание и др.) так, чтобы дети не видели.
Игроки повторяют действие, вызывающее нужный звук.
Упрощение игры.
Игроки видят,
как ведущий воспроизводит этот звук, а затем повторяют за ним.
1.Предьявляется
не один звук, а серия из 2 – 5 звуков, например: два раза кашляют или три раза
хлопают в ладоши.
2.Предъявляется
серия, состоящая из разных звуков, например: чмоканье, хлопок, чиханье.
3.Предъявляются
звуки в определенном ритме, данную серию звуков нужно повторить.
4.Предъявляются
звуки в определенном ритме, а повторить данный ритм надо с помощью других
звуков. Например: ведущий хлопает в ладоши, а игроки должны повторить ритм,
произнося слог па или щелкая языком.
Игра «Цепочка слов».
Цели: развитие фонематического слуха,
пассивного и активного словаря, произносительных навыков, слухоречевой памяти.
Участники: взрослые (1 – 2), дети (1 и более).
Ход игры.
Ведущий называет
слово, знакомое детям. Игроки по очереди называют слово, которое начинается на
последнюю букву слова предыдущего участника. Например: дом – мама - ананас –
сыр – рот – тапки – играть – туча и т.д. Если ребенок затрудняется и не может
вспомнить подходящее слово, ему можно подсказать слово в игровой форме.
Например, слово произносят ребенку на ухо шепотом, показывают или изображают
жестами предмет, название которого начинается с нужной буквы.
Усложнение игры.
Каждый игрок
повторяет предыдущее слово (слова) и добавляет свое слово. Максимальная длина
цепочки 7 – 8 слов.
Играем и запоминаем.
Игры,
направленные на развитие слухоречевой памяти у детей, которая важна для
накопления словарного запаса, понимания речи и развития связной речи.
Игра «Магазин».
Цели: развитие слухоречевой памяти,
внимания, умения отвечать на вопросы, развитие диалогической и связной речи,
навыков социально-ролевого общения.
Оборудование: предметы, выступающие в качестве товара
в магазине («продукты», игрушки и т.д.
Участники: взрослые (1 – 2), дети (1 и более).
Инструкция: «Будем играть в «магазин». Я буду
продавцом, а ты – покупателем».
Подготовка: определение предметов для покупки,
распределение ролей.
Ход игры.
Ведущий
отправляет игроков в «магазин», дает задание либо каждому игроку отдельно, либо
всем одновременно – называет предметы, которые надо купить.
Игроки действуют
в зависимости от полученной роли. Если они в роли покупателя, то запоминают
список предметов. Если они в роли продавца, то выслушивают заказ покупателя,
выбирают «товар», приносят предметы, которые заказал купить ведущий.
Комментарий:
Можно начать
игру с заказа ведущего купить один – два предмета, далее ведущий постепенно
увеличивает свой заказ до 5 – 7 предметов. В игре полезно менять роли: взрослый
и ребенок по очереди могут быть дочкой (сыном), мамой (папой) или продавцом,
который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар.
Магазины могут быть разные: «Булочная», «Молочные продукты», «Игрушки» и любые
другие.
Игра «Пары слов».
Цели: развитие слухоречевого восприятия и
памяти, слухового внимания, ассоциативных связей между словами,
вербально-логического мышления, пассивного и активного словаря, произношения.
Участники: взрослые (1 – 2), дети (1 и более).
Подготовка: подбор и запись пар слов, связанных
друг с другом по смыслу. Взрослый готовит пары слов заранее или делает это
совместно с детьми.
Инструкция:
«Я назову пары
слов. Они связаны друг с другом. Например: корова – молоко. Запомните их. Потом
я буду называть одно слово из пары, а вы говорите второе».
Ход игры.
Ведущий
произносит несколько пар слов. Предлагает игрокам их запомнить. Затем называет
первое слово из пары и просит игроков вспомнить и назвать второе слово из пары.
Слова произносятся голосом нормальной громкости, естественно, но не быстро.
Игроки
запоминают слова после первого прослушивания. При повторном произнесении
первого слова пары называют второе слово из этой пары. Побеждает тот игрок
который вспомнит и назовет больше слов.
Усложнение игры:
1.Увеличивают
количество пар слов для запоминания.
2.Подбирают в
пары слова, связанные по смыслу, но не очень привычные, не столь часто
употребляющиеся в паре. Например: корова -
хвост, мальчик – брюки, стол – ложка.
Источник: Королева И.В. «Учусь слушать и
говорить играя: Сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у
детей с нарушением слуха и речи».
Подготовила:
учитель-логопед: Игошева Ю.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2020
Дата обновления: 20.04.2020
Дата публикации: 20.04.2020