Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности МАСТЕРЯТА

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад»
623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Берёзовая,8.
Тел.: (834394)9-24-58, e –mail: madou52@mail.ru
СОГЛАСОВАНА:
педагогическим советом
МАДОУ ЦРР – детский сад
Протокол №1 от 30.08. 2023г.

УТВЕРЖДЕНА:
Заведующим МАДОУ ЦРР – детский сад
_____________________Т.М. Медведева
Приказ № 83/2 от 30.08. 2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Мастерята»
для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
срок реализации 1 год

Составитель: Муллаянова Римма Римовна,
воспитатель, ВКК

Красноуфимск

РАЗДЕЛ№1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность Программы: художественная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерята»
(далее - Программа)
Актуальность:
Проблема развития детского художественного творчества и способностей
приобретает все большое значение. Актуальность темы продиктована требованиями
общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Сегодня нашему обществу нужны
нестандартные, разносторонние личности. Нам нужны не только знающие, но и люди,
способные к творческой деятельности. Поэтому развитие творческих способностей детей в
образовательном процессе дошкольной образовательной организации является одной из
основных задач дошкольного воспитания.
Программа разработана в соответствии с:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ;
 Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства
РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
 Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242;
 Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция
Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»;
 «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
 Уставом МАДОУ ЦРР – детский сад;
 Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программа и
порядке их утверждения в МАДОУ ЦРР – детский сад.
Программа разработана
в соответствии с потребностями населения ГО
Красноуфимск.
Цель:
формирование у воспитанников художественно-творческих способностей
средствами работы с различными материалами и нетрадиционными техниками.
Задачи:
Обучающие:

познакомить с приемами и способами нетрадиционного рисования, аппликации, лепки
и ручного труда с видами художественного материала;

совершенствовать изобразительные умения и навыки, навыки работы с различными
материалами;

обучение приемам работы с различными инструментами;
2

обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств
различных материалов;

обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам
самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
 развитие художественного вкуса и творческого потенциала;
 развитие образного мышления и воображения;
 развитие эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
 воспитание уважения к труду и людям труда;
 формирование чувства коллективизма;
 воспитание аккуратности;
 воспитывать экологическую культуру;
 развитие любви к природе.
Адресат: Программа рассчитана для воспитанников 5-7 лет.
Возрастные особенности. В продуктивной деятельности дети также могут
изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики
влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие
и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной
мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых
оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать
одну краску на другую. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму
кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной
формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут
вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни
геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в
полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур
изображения разных предметов или декоративные композиции.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут.
Форма обучения: очная.
Объём программы: 36 ч.
Виды занятий: Теоретическая и практическая подготовка. Теоретические и практические
знания дети получают через использование таких форм, как мастерские, чтение сказок,
рассказов, стихов, беседы, рассматривание рисунков, игры-задания, рассказ, объяснение,
экспериментирование с материалами и красками, игровые ситуации, рассказы, устные
сочинения, подражание, проговаривание, театрализация, ведеоуроки.
Уровневость Программы: традиционная



1.2. Содержание Программы
Учебный (тематический) план
№

1
2

Тема

Общее
количест
во
учебных
часов
1
Вводное занятие
Работа
с
природным 9
материалом

В том числе:
Теор
ия

Практ
ика

1
2

7

Формы аттестации/
контроля

Выставка творческих работ
3

3

Работа с тканью

4

Работа
с
бумагой, 14
картоном,
бросовым
материалом
Работа цветными нитками 4
2
Работа с пластилином

5
6
7

Творческая
замыслу

5

работа

1

4

2

12

1
-

3
2

по 1

ИТОГО: 36

1
7

Оформление деталей для
театрализованной
деятельности
Создание
игрового
материала
Украшение группы
Подарок детям младшей
группы
Творческий конкурс

29

1. 3. Содержание учебного (тематического) плана
Тема № 1. Вводное занятие. - 1 занятие.
Теория: - 1 занятие. Вводное занятие. Виды материалов. Демонстрация материалов.
Правила безопасности при работе с различными материалами. Диагностика уровня
сформированности представлений, навыков. Правила поведения воспитанников.
Тема № 2. Работа с природным материалом - 9 занятий
Теория: - 2 занятия. Изделия из природного материала. Технология заготовки
природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из
природных материалов.
Практика:- 7 занятии. Изготовление и поделок, картин и композиции на тему:
«Домашние животные и их детеныши», «Рябиновые бусы», «Лошадка», «Сказка» и др. с
использованием различного природного материала: ягод, шишек, листьев, семян, иголок,
моха, овощей. Освоение способов работы разнообразным материалом. Комбинирование
материалов. Выставка творческих работ.
Тема № 3. Работа с тканью - 5 занятий
Теория: - 1 занятие. Основные приемы работы с тканью. Виды тканей. Демонстрация
образцов. Правила сочетания цветов.
Теплая и холодная гамма. Образцы изделий,
выполненных в технике «работы с тканью» (аппликация, объемная аппликация, поделки из
ткани.). Материалы, используемые в работе.
Практика:-4 занятия. Основные приемы в технике «работы с тканью»: (аппликация,
объемная аппликация, поделки из ткани. Приёмы изготовления изделий по образцу, по
схеме, по замыслу.
Виды работ с шаблонами, тканью, цветовосприятие, составление
композиций. Комбинирование материалов. Оформление деталей для театрализованной
деятельности
Тема № 4. Работа с бумагой, картоном, бросовым материалом - 14 занятий
Теория: - 2 занятия. Виды работ из бумаги и картона, бросового материала. Свойства
бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы
(самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные
части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и
шаблоном.
Практика:- 12 занятий. Освоение приемов работы. Изготовление основных
элементов. Выбор эскиза. Изготовление основы для поделки. Сгибание, скручивание,
склеивание, заминание, наслаивание материала. Дидактическое упражнение «Собери
композицию». Оформление композиции. Выкладывание и оклеивание разных коробок,
спичечных коробков и изготовление различных поделок, игрушек. Комбинирование
материалов. Создание игрового материала
4

Тема № 5. Работа с цветными нитками - 4 занятий
Теория: - 1 занятие. История возникновения и развития техники работы цветными
нитками. Показ образцов изделий. Приёмы работы с цветными нитками. Материалы и
инструменты, используемые для изготовления изделий. Особенности скручивания и
нарезания, склеивания ниток. Способы оформления композиции.
Практика:- 3 занятия. Изготовление изделий в технике «цветные нитки» Зарисовка
эскиза изделия. Изготовление основных элементов. Развитие навыков работы с мелко
нарезанными нитками Составление композиции (скрутка, склеивание) нанесение элементов
к основе. Комбинирование материалов. Оформление готового изделия. Украшение группы.
Презентация творческих работ.
Тема № 6. Работа с пластилином - 2 занятия
Практика:- 2 занятия. Освоение способов и приемов лепки из пластилина и теста.
Приемы лепки (сплющивание, прищипывание, размазывание, раскатывание, растирание
пластилина по плоскости). Представление о понятиях плоскостной и объемной лепки.
Представление о единстве и целостности композиции. Нетрадиционные приёмы и способы
лепки из пластилина и теста. Виды соединения пластилина с другим природным и бросовым
материалом. Подарок детям младшей группы
Тема № 7. Творческая работа по замыслу- 1 занятие
Практика:- 1 занятие. Выполнение итоговой творческой работы по выбору. Анализ
деятельности воспитанников. Итоговая выставка. Творческий конкурс

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
 сформированы художественно-творческих способностей;
 развиты навыки работы с различными материалами и нетрадиционными техниками
развиты различные приемы работы с бумагой, пластилином, природным материалом,
фольгой, цветными нитками, тканью;
 умение создавать творческие композиции с изделиями;
 владеют т навыками культуры труда;
Метапредметные результаты:
 развито умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий, называть
свойства различных материалов;
 развито внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкая
моторика рук и глазомер; художественный вкус, аккуратность, творческие
способности и фантазия;
 развиты коммуникативные способности и навыки работы в коллективе.
Личностные результаты:
 развито умение планировать порядок действий, контролировать свою работу.

5

РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
(материально-технические, кадровые, методические)
Материально-техническое обеспечение:
- магнитофон с дисками и аудиокассетами;
- мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев;
- детская библиотека;
- набор пластилина, стеки;
- изобразительные материалы (альбомы, простой карандаш, цветные карандаши,
восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварельные краски, дощечки для лепки, глина);
- кисти с натуральным ворсом (тонкая и толстая);
- баночка для воды, фартук;
- набор муляжей, фруктов, овощей;
- настольно-печатные дидактические игры для
- небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам;
- разнообразные штампы, трафареты, печати, бумага различной фактуры для детского
творчества, трубочки для коктейля (для выдувания), ватные палочки, ватные диски,
разнообразный бросовый материал;
- клей ПВА, клей – карандаш;
- рабочий материал (соответствующий целям занятия);
- наглядные пособия (предметные картинки, сюжетные картинки);
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения упражнений;
- книжки-малышки с народными потешками и колыбельными песенками и яркими
картинками; 5-7 лет. Сказки, рассказы,
поэзия, проза.
Информационное обеспечение: Видеоматериалы, презентации в цифровом формате
«Виды тканей», «Произведения искусства из разных материалов». «Народные промыслы».
Кадровое обеспечение: Требования к квалификации педагога: среднее педагогическое
образование, высшее педагогическое образование, курсы повышения квалификации по
данному направлению
Методические материалы:
Программа предусматривает широкое использование презентации,
использование
приема обыгрывания заданий, включение в занятия практических ситуаций, использование
дидактических игр и пособий, в содержание программы включены элементы коррекции и
оздоровления (зарядки для глаз, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и др).
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);

наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по
образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Принципы формирования группы: Число воспитанников, одновременно находящихся
в учебной группе – 12-15 человек. Программа не предполагает конкурсного отбора,
рассчитана на сопровождение всех категорий обучающихся.
6

Перечень форм обучения: Занятия проводятся в различных формах: фронтальной,
групповой, индивидуальной, свободного общения.
Построение программы базируется на следующих принципах:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 5 сентября.
Промежуточный контроль осуществляется в период с 27 по 31 декабря.
Итоговый контроль осуществляется с 25 по 31 мая.
Для оценивания используются следующие методы: наблюдение, беседа, игра,
игровые ситуации.
 Выставка творческих работ.
 Оформление деталей для театрализованной деятельности.
 Создание игрового материала.
 Украшение группы.
 Подарок детям младшей группы.
 Творческий конкурс.
Основная задача мониторинга - определение качества реализации Программы и
влияние дополнительной образовательной программы на динамику развития ребенка.
Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные особенности развития
ребёнка, при необходимости разработать индивидуальный маршрут образовательной
деятельности для максимального раскрытия потенциала каждого воспитанника.
Для диагностики по кружковой работы используется научно-методическое пособие
«Экспресс-анализ и оценка детской деятельности (методические основы) под редакцией О.А.
Сафоновой, Н. Новгород 1995г.

Критерии оценки.
Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 создает
замысел
(образ
будущей композиции);
 определяет
средства
его
реализации
(находит
адекватные замыслу способы
реализации);
 намечает последовательность
практических
действий,
приводящих к реализации
задуманного;
 отбирает материал по форме,
цвету,
величине
в
определенном сочетании и в
соответствии с замыслом;
 проявляет
положительное
отношение
к
процессу
деятельности
и
к
ее
результату.
– владеет приемами работы с

с
небольшой
помощью
взрослого создает замысел;
 не всегда определяет средства
его
реализации
(находит
адекватные замыслу способы
реализации);
с
помощью
намечает
последовательность
практических
действий,
приводящих
к
реализации
задуманного;
 самостоятельно
отбирает
материал по форме, цвету,
величине
в
определенном
сочетании и в соответствии с
замыслом;
 использует знакомые приемы
работы с бумагой, пластилином,
природным
материалом,

 не
может
создавать
замысел и определять
средства его реализации;
 не следует намеченной
последовательности
практических
действий,
приводящих к реализации
задуманного;
 неаккуратен
в
использовании
приемов
работы
с
бумагой,
пластилином, природным
материалом,
фольгой,
цветными
нитками,
тканью;
- затрудняется в выборе
необходимого материала;
- испытывает трудности
при коллективной работе
7

бумагой,
пластилином, фольгой, цветными нитками,
природным
материалом, тканью;
фольгой, цветными нитками,  с помощью взрослого читает
тканью;
схемы
изделий,
называет
– следует устным инструкциям, свойства
различных
читает схемы изделий, знает материалов;
свойства
различных  проявляет
положительное
материалов.
отношение
к
процессу
деятельности и к ее результату.

(не принимает
мнения,
не
договариваться).

другого
умеет

Система бальных оценок:
2 балла – соответствует высокому уровню;
1 балл – соответствует среднему уровню;
0 баллов – соответствует низкому уровню.

2.3. Список литературы
1. Анисимов Н. Н « Основы рисования». Учеб. Пособие для студ. Высш.
Учеб.заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. Воронова О. В. Декупаж :
Новые идеи, оригинальные техники.- М.: Эксмо, 2010.
2. 4Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989
3. Беда Г.В. Живопись М.,1986.\ 6. Беда Г.В. Живопись и ёе изобразительные
средства.М.,1977.
4. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: Учеб. Пособие для студ. Высш.
Пед. Учебн. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС. 2004. 8. Блейн В. Как
начать рисовать / Пер. с англ.; Худ. обл. М.В. Дранко. - Мн.: ООО «Попурри», 2000.
5. Бабушкины уроки: Народное искусство русского севера: учеб.- метод. Пособие под
ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. Вешкина О.Б.
Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом. – М.: АСТ: Астрель, 2010.-64с.
6. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.- метод.
Пособие/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001
7. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги (Художники А.Ю. Долбишева, В.Н.Куров. –
Ярославль: «Академия развития», 1999. – 144 с., ил.
8. Конышева Н.М. Мастерим, размышляем, растем, Практические материалы к занятиям
художественно – конструкторской деятельностью. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.- 48 с. :
ил.
9. 1Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для
родителей и педагогов ( Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль:
«Академия развития», 1998. – 224 с., ил.
Нормативно-правовые документы:
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства
РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Министерства
образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242.
 Приказ
Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция
Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
8

требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
 «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д).
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».

9


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».