Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности КЛЯКСА

Муниципальный орган управления образованием Управление
образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад»
623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Берёзовая,8.
тел.: (834394)9-24-58, e –mail: madou52@mail.ru
СОГЛАСОВАНА:
педагогическим советом
МАДОУ ЦРР – детский сад
Протокол №1 от 30.08. 2023г.

УТВЕРЖДЕНА:
Заведующим МАДОУ ЦРР – детский сад
_____________________Т.М. Медведева
Приказ № 83/2 от 30.08. 2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ –
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«КЛЯКСА»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Пижина Лариса Сергеевна,
воспитатель ВКК, МАДОУ ЦРР – детский сад

г. Красноуфимск

РАЗДЕЛ№1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Направленность Программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
художественной направленности «Клякса» (далее - Программа).

программа

Актуальность.

Для детей естественно любить рисование красками и карандашом. К сожалению, в
системе образования остается все меньше времени на эти вдохновляющие занятия. Дети все
больше времени заняты точными науками, что больше стимулирует развитие левого
полушария. Между тем, для эффективной работы мозга необходима согласованная работа
обоих полушарий.
Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью метода
правополушарного рисования не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает
ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Дети, у которых
гармонизирована работа обоих полушарий, меньше устают, более работоспособны.
Есть у правополушарного рисования и еще одно заметное преимущество –
родителям будет гораздо легче оторвать ребенка от телевизора и компьютера, ведь
творчество – это естественная и очень сильная мотивация для развития творческого
мышления у ребенка.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных
изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого
мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть
мир «по-новому».
Обучение рисованию направлено на воспитание художественной культуры
дошкольников, развитие их интереса к познанию окружающего мира, а также познанию
самого себя, как целостной единицы. Развитие художественного восприятия и практическая
деятельность, в программе представлены в их содержательном единстве.
Дошкольный возраст, с психологической точки зрения является благоприятным
периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети
чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир, они
не сдерживают рамки знаний и законов, что доказывает ведущий специалист С.Л.
Рубинштейн.
Современному обществу требуются творческие люди, которые с легкостью выходят из
сложной ситуации и мыслят креативно. Все большую популярностью в современном мире
пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих способностей. Научиться
рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного
рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем. Основа метода
правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим
творчества.
Программа разработана в соответствии с:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ;
 Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства
РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
 Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242;
2



Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция
Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
 «Требованиями
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу
ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
 Уставом МАДОУ ЦРР –детский сад;  Положением о дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программа и порядке их утверждения в
МАДОУ ЦРР – детский сад.
Программа разработана в соответствии с потребностями населения ГО
Красноуфимск, учета интересов детей и их родителей (законных представителей), основе
предварительного мониторинга и анализа.
Отличительная особенность и новизна Программы.
Особенность Программы состоит в том, что использование метода правополушарного
рисования позволяет в короткие сроки, ненавязчиво
развить творческие задатки,
заложенные в каждом ребенке от природы, и создает ситуацию успеха, в которой ребенок
получает стимул для дальнейшего творческого самовыражения и развития.
Метод правополушарного рисования позволяет:

проявить индивидуальность;

упрощает творческий процесс;

отключает анализ деятельности;

раскрывает творческие способности;

делает человека более внимательным к людям и окружающему миру.
В процессе реализации данной программы дети не только обучаются рисовать, но и
справляются с проблемами, вызывающими у них запредельные эмоции, которые, зачастую,
малыши не могут вербализировать. Воспитанники вооружаются одним из доступных и
приятных для них способов снятия эмоционального напряжения. Отличительная
особенность программы заключается в возможности увидеть быстрый – уже с первых
занятий — положительный результат в развитии творческих изобразительных способностей.
Адресат Программы.
Программа рассчитана для детей 5-6 лет, в общеразвивающих группах, программа
также адаптирована для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Условия приема детей: дополнительных требований к набору в группу не требуется.
Формирование групп проходит с учетом интересов детей, потребностей родителей
(законных представителей), дополнительного тестирования не проводится.
Возрастные особенности и психолого-педагогические характеристики детей 5-6
лет, которые учитываются при реализации программы:
Возрастные особенности детей 5-6 лет - это возраст наиболее активного рисования.
Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей,
и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки
представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться
оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные
отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются
многократно повторяющиеся сюжеты с не большими или, напротив, существенными
изменениями. Изображение человека становится более детализированным и
3

пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном
состоянии изображенного человека.
Объём программы: 36 часов в год
Срок освоения программы: Программа рассчитана на1учебный год, с 1 сентября по 31
мая.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут.
Форма обучения: очная, фронтальная и индивидуально-подгрупповая.
Особенности организации образовательного процесса: традиционная модельреализации программы представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течение одного года обучения в МАДОУ ЦРР – детский сад.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, игровая ситуация, занятие-презентация,
видео- занятие, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие и др.
Перечень форм подведения итогов Программы: выставка детских работ, анализ
детских рисунков, наблюдение, презентация на официальном сайте МАДОУ ЦРР – детский
сад.
Программа основывается на следующих принципах:
 принцип поэтапности (программа составлена с учетом возрастных особенностей детей);
 принцип динамичности (каждое занятие необходимо творчески пережить и
прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до
заключительного, максимально сложного задания, проработана преемственность занятий,
имеет место ярко выраженный накопительный эффект);
 принцип сравнений (подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной
темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой
рисования, помогает развитию творчества, воображения);
 принцип выбора (заключается в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при
решении данной темы);
 принцип культуросообразности (ребенок воспринимая творческую работу, не только
развивает умение познавать, но и формирует умение переживать прекрасное, эстетически
привлекательное).
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель Программы: развитие художественных способностей детей через технику
правополушарного рисования.
Задачи:
Обучающие:
 формировать основные навыки правополушарного рисования:
 восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один предмет и начинается
второй);
 восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета);
 восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать перспективу и
пропорции);
 восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики цвета)
 восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части).
Развивающие:
 создать условия для свободного творчества;
 формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной
деятельности;
 развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение;
4










мотивировать желание экспериментировать, стимулируя яркие познавательные чувства:
удивление, сомнение, радость от познания нового;
формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности,;
развивать
эстетических чувств детей, художественное восприятие, образные
представления, воображение.
Воспитательные:
побуждать к эмоционально-положительному восприятию окружающего мира;
воспитывать интерес к художественно-творческой деятельностии художественный вкус;
привить любовь и уважение к различным видам искусства;
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
1.3. Содержание общеразвивающей Программы
Учебный (тематический) план

№

Тема

Общее
В том числе:
Формы
количество Теория Практика аттестации/контроля
учебных
часов
3
3
Лист фиксации.
Наблюдение,
диагностика
8
2
6
Выставка работ.
7
2
5
Выставка работ.
Презентация детских
3
3

1.

Вводныезанятия (о технике
правополушарного рисования).

2.
3.
4.

Рисование пейзажа.
Изображение животных.
Рисование «Безопасность».

5.

Рисуем праздники.

6

1

5

6.
7.
8.

Натюрморт.
Моя фантазия.
Итоговое занятие

3
5
1
36

1
1
10

2
4
1
26

рисунков на официальном
сайте МАДОУ ЦРР – детский
сад

Анализ продукта
детской деятельности
«Поздравительные
открытки»
Выставка работ.
Творческие конкурсы.
Открытое занятие

Содержание учебного (тематического) плана
Тема №1. Вводные занятия (о технике правополушарного рисования).
Теория: - 3 занятия. Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования
«Правополушарное рисование». Просмотр видео фильма «Рисовать может каждый».
Знакомство с необходимыми материалами. Экспериментирование с краски. Показ способов
рисования: набрызг, тычок, двойной мазок, смешивание цветов, создание фона круговыми
движения, по диагонали и горизонтали. Упражнения на основе образца: работа с
видоискателем. Рисование перевернутых изображений. Упражнения на восприятие краев,
пространства, соотношений, света и тени.
Тема №2. Рисование пейзажа.
Теория: - 2 занятия. Знакомство с понятием - пейзаж. Беседа-презентация о природе
Урала, о временах года. Знакомство с композицией, умение подбирать цветовую гамму,
наиболее подходящую для заданного времени года.
5

Практика: - 6 занятий. Познакомить детей с техникой «двойной мазок», «набрызг»,
рисование по мокрой бумаге. Формировать навык работать в технике «тычок» жесткой
кистью.
Тема №3. Изображение животных.
Теория: - 2 занятия. Познакомить с повадками животных и их особенностями (кот,
собака, сова, енот, лев). Учить создавать композицию, развивать пространственное
мышление и самостоятельность в выполнении рисунка.
Практика: - 5 занятий. Учить передавать пропорции туловища в рисунке, четко
прорисовывать детали при изображении животных (кота, собаки, совы, енота, льва
Тема №4. Рисование «Безопасность».
Практика: - 3 занятия. Продолжать учить детей рисовать не сложные сюжеты на
тему ПДД, ППБ и безопасности в лесу.
Тема №5. Рисуем праздники.
Теория: - 1 занятие. Продолжать знакомить детей с российскими праздниками:
«Новый год», «День защитника отечества», «8 марта», «День космонавтики», «День
победы»;
Практика: - 5 занятий. Рисование техникой «двойной мазок», «набрызг», по мокрой
бумаге. Формировать навык работать в технике «тычок» жесткой кистью. Создавать фон
гуашевыми красками, используя разные цвета и кисти.
Тема №6. Натюрморт.
Теория: - 1 занятие. Знакомство с понятием – натюрморт. Показать особенности
натюрморта при рисовании посуды, цветов, овощей или фруктов.
Практика: - 2 занятия. Создавать фон гуашевыми красками, используя разные кисти.
Знакомить с формой, объемом, светотенью, учить использовать прием активизирующий
работу правого полушария «Видоискатель». Формировать навык видеть и переносить
пропорции выбранного предмета.
Тема №7. Моя фантазия.
Теория: - 1 занятие. Создавать условия для развития фантазии (музыка,
иллюстрации).
Практика: - 4 занятия. Использовать все ранее изученные формы и методы
правополушарного рисования.
Тема №8. Итоговое занятие.
Практика: - 1 занятие. Использовать все ранее изученные формы и методы
правополушарного рисования.
1.4. Планируемый результат
- метапредметные результаты – получают эстетическое удовольствие от процесса
и результата рисования; общий кругозор воспитанников расширен, т.к. занятия проходят в
соответствии с календарно-тематическим планом; расширен и обогащен художественный
опыт детей; дети уверены в своих силах, не испытывают страха перед рисованием.
- личностные результаты – владеют основными навыками правополушарного
рисования: умеют видеть, где заканчивается один предмет и начинается второй, умеют
выделять пространство вокруг предмета, передавать перспективу и пропорции, видеть и
передавать характеристики цвета, умеют видеть целое и его части; самостоятельно
составляют сюжеты своих рисунков, способны свободно выражать свой замысел в
творческой работе; уважительно относятся к работам товарищей, при этом, способны
объективно оценивать свою работу; сформированы предпосылки учебной деятельности
(самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать
друг с другом.

6

- предметные результаты - используют в одной работе разные изобразительные
материалы; освоили цветоведение, умеют экспериментировать с красками; рисование
способствует развитию мелкой моторики рук.
РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные и праздничные дни

10.

Окончание учебного года

36
36
1
36
16
20
1 сентября
День народного единства – 04.11.2022г.
Новогодние и рождественские каникулы -02.01 06.01.2023 г.
День защитника Отечества - 23.02.2023 г.
Международный женский день - 08.03.2023 г.
Праздник Весны и Труда - 01.05. 2023 г.
День Победы – 08.05 - 09. 05. 2023 г.
31 мая

2.2. Условия реализации программы
(материально-технические, кадровые, методические)
Методические материалы, перечень оборудования и технических средств:
№

1.

Название
раздела, темы

Материально
техническое
оснащение,
дидактико–
методический
материал
Вводное занятие
- мольберт (1 шт.);
(о технике
- кисти по 10шт,
правополушарного (синтетика, круглая:
рисования).
№ 1, № 2, № 4, № 6;
плоская № 10);
- альбом для
рисования гуаши
формат А4 (10 шт.);
- гуашь «Луч.
Классика»
(12цветов) (10 шт.);
- ватные палочки (1
упаковка);
- влажные салфетки

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии

Формы
учебного
занятия

- показ презентации
«Правополушарное
рисование»;
- просмотр видеофильма
«Рисовать может
каждый»;
- пояснение;
- экспериментирование с
краски;
- показ способов
рисования: набрызг,
тычок, двойной мазок,
рисование по мокрой
бумаге, смешивание

Групповая,
индивидуальная.

7

(10 шт.);
- сухие салфетки;
- малярный скотч;
- пластиковая
палитра (10 шт.);
- губки для мытья
посуды (10 шт);
- ноутбук.

2.

Рисование
пейзажа.

3.

Изображение
животных.

- мольберт (1 шт.);
- стеллажи для
размещения
демонстрации
изделий (1 шт.);
- кисти по 10шт,
(синтетика, круглая:
№ 1, № 2, № 4, № 6;
плоская № 10);
- альбом для
рисования гуаши
формат А4 (10 шт.);
- гуашь «Луч.
Классика»
(12цветов) (10 шт.);
- ватные палочки (1
упаковка);
- влажные салфетки
(10 шт.);
- сухие салфетки;
- малярный скотч;
- пластиковая
палитра (10 шт.);
- губки для мытья
посуды (10 шт);
- иллюстративный
материал;
- Д/и «Когда это
бывает?»;
- стихи и загадки о
времени года и о
природе.
- мольберт (1 шт.);
- стеллажи для
размещения
демонстрации
изделий (1 шт.);

цветов, создание фона
круговыми движения, по
диагонали и
горизонтали;
- упражнения на основе
образца: работа с
видоискателем;*
- рисование
перевернутых
изображений;*
- упражнения на
восприятие краев,
пространства,
соотношений, света и
тени.*
- чтение сказок;
- загадывание загадок;
- показ иллюстраций о
природе;
- наблюдения в природе.

- чтение сказок;
- загадывание загадок;
- показ иллюстраций о
животных (кот, собака,
сова, енот, лев);

Групповая.

Групповая.

8

4.

Рисование
«Безопасность».

- кисти по 10шт,
(синтетика, круглая:
№ 1, № 2, № 4, № 6;
плоская № 10);
- альбом для
рисования гуаши
формат А4 (10 шт.);
- гуашь «Луч.
Классика»
(12цветов) (10 шт.);
- ватные палочки (1
упаковка);
- влажные салфетки
(10 шт.);
- сухие салфетки;
- малярный скотч;
- пластиковая
палитра (10 шт.);
- губки для мытья
посуды (10 шт);
- иллюстративный
материал;
- Д/и «Чей хвост?»,
«Кто, что ест?»,
«Кто, где живет?»;
- стихи и загадки о
животных.
- мольберт (1 шт.);
- кисти по 10шт,
(синтетика, круглая:
№ 1, № 2, № 4, № 6;
плоская № 10);
- альбом для
рисования гуаши
формат А4 (10 шт.);
- гуашь «Луч.
Классика»
(12цветов) (10 шт.);
- влажные салфетки
(10 шт.);
- сухие салфетки;
- малярный скотч;
- пластиковая
палитра (10 шт.);
- губки для мытья
посуды (10 шт);
- иллюстративный
материал;
- ноутбук;
- дидактические
игры по ПДД, ППБ и
безопасности в лесу.

- наблюдения за кошкой
и собакой;
- просмотр видеофильма
«В мире животных».

- просмотр презентации
по ПДД, ППБ и
безопасности в лесу;
- показ иллюстраций по
безопасности;
- беседы по
безопасности.

Групповая.

9

5.

6.

Рисуем праздники. - мольберт (1 шт.);
- кисти по 10шт,
(синтетика, круглая:
№ 1, № 2, № 4, № 6;
плоская № 10);
- альбом для
рисования гуаши
формат А4 (10 шт.);
- гуашь «Луч.
Классика»
(12цветов) (10 шт.);
- ватные палочки (1
упаковка);
- влажные салфетки
(10 шт.);
- сухие салфетки;
- малярный скотч;
- пластиковая
палитра (10 шт.);
- губки для мытья
посуды (10 шт);
- иллюстративный
материал;
- ноутбук;
- стихи для
поздравления с
праздниками.
Натюрморт.
- мольберт (1 шт.);
- стеллажи для
размещения
демонстрации
изделий (1 шт.);
- кисти по 10шт,
(синтетика, круглая:
№ 1, № 2, № 4, № 6;
плоская № 10);
- альбом для
рисования гуаши
формат А4 (10 шт.);
- гуашь «Луч.
Классика»
(12цветов) (10 шт.);
- влажные салфетки
(10 шт.);
- сухие салфетки;
- малярный скотч;
- пластиковая
палитра (10 шт.);
- губки для мытья
посуды (10 шт);
- иллюстративный
материал;

- беседы о праздниках
Групповая.
«Новый год», «День
защитника отечества», «8
марта», «День
космонавтики», «День
победы»;
- просмотр презентаций о
праздниках;
- рассматривание
иллюстраций по теме.

- беседа «Что такое
натюрморт»;
- рассматривание
предметов для
изображения
натюрморта;
- рассматривание картин
известных художников:
Клод Моне «Фруктовая
корзина с яблоками и
виноградом», Яна
Ягужинская «Натюрморт
с тыквой», Сергей
Крупский «Натюрморт»,
Владимир Жданов
«Натюрморт
деревенский», Федор
Вдовий «Натюрморт с
самоваром».

Групповая.

10

7.

Моя фантазия.

8.

Итоговое занятие

- предметы для
рисования с натуры
(чайная посуда,
цветы, фрукты и
овощи).
- мольберт (1 шт.);
- стеллажи для
размещения
демонстрации
изделий (1 шт.);
- кисти по 10шт,
(синтетика, круглая:
№ 1, № 2, № 4, № 6;
плоская № 10);
- альбом для
рисования гуаши
формат А4 (10 шт.);
- гуашь «Луч.
Классика»
(12цветов) (10 шт.);
- ватные палочки (1
упаковка);
- влажные салфетки
(10 шт.);
- сухие салфетки;
- малярный скотч;
- пластиковая
палитра (10 шт.);
- губки для мытья
посуды (10 шт).
- мольберт (1 шт.);
- кисти по 10шт,
(синтетика, круглая:
№ 1, № 2, № 4, № 6;
плоская № 10);
- альбом для
рисования гуаши
формат А4 (10 шт.);
- гуашь «Луч.
Классика»
(12цветов) (10 шт.);
- ватные палочки (1
упаковка);
- влажные салфетки
(10 шт.);
- сухие салфетки;
- малярный скотч;
- пластиковая
палитра (10 шт.);
- губки для мытья
посуды (10 шт).

- слушание музыка;
- экспериментирование с
краски;
- показ способов
рисования: набрызг,
тычок, двойной мазок,
рисование по мокрой
бумаге, смешивание
цветов, создание фона
круговыми движения, по
диагонали и
горизонтали;
- упражнения на основе
образца: работа с
видоискателем;*
- рисование
перевернутых
изображений;*
- упражнения на
восприятие краев,
пространства,
соотношений, света и
тени.*

Групповая.

- рассматривание
предыдущих выставок
детских работ;
- итоговая беседа.

Групповая.

11

*Приемы, используемые в работе:
1.Кинезиологические
упражнения,
направленные
на
гармонизацию
межполушарного взаимодействия;
2.Рисование перевернутых изображений — активизирует правое полушарие мозга,
так как левое полушарие «отказывается» его выполнять, потому, что не может правильно
определить и назвать части перевернутого изображения. К тому же, по мнению левого
полушария, перевернутый рисунок выглядит слишком непривычно, а значит, копировать его
не имеет никакой практической пользы.
3.Упражнения на восприятие краев (передачу линий и контуров) - для выполнения
этих заданий потребуется быть чрезвычайно внимательным ко всем, даже самым
незначительным (по мнению левого полушария) и мельчайшим деталям. Более того, нужно
замечать отдельные составляющие каждой такой несущественной детали. Данное
упражнение быстро надоест левому полушарию, поскольку его выполнение занимает
слишком много времени и этот процесс не может быть описан словами. Как только левое
полушарие отключится, за работу принимается правое.
4.Упражнения на восприятие пространства (передачу негативного пространства)
- левое полушарие сразу отказывается их выполнять, потому что негативное пространство —
это не предмет, который можно описать или назвать, а просто-напросто пустое место.
Пустоты, по мнению левого полушария, недостаточно важны, чтобы тратить на них время.
Тогда за дело берется правое полушарие, способное воспринимать целостные образы (как
фигуры, так и пустоты между ними), и с превеликим удовольствием справляется с
поставленной задачей)
5.Упражнения на восприятие соотношений (передачу перспективы и пропорций
при изображении зданий и интерьеров) - при выполнении этого задания левое полушарие
вынуждено столкнуться с ненавистными ему парадоксами и неясностями, ведь в
перспективе пропорции и углы изменяются, поэтому кажется, что изображаемые предметы
выглядят несколько непривычно. Правое полушарие воспринимает реальность такой, какой
она видится, а потому без труда сможет передать в рисунке перспективу и пропорции.
6.Упражнения на восприятие света и тени (передачу характеристик цвета) включают в себя изображение фигур, образованных игрой света и тени. Нарисованные
фигуры являются настолько сложными и неопределенными, что их невозможно выразить и
описать словами. По этой причине левое полушарие самоустраняется от выполнения
данного упражнения, и к работе приступает правое полушарие, которое обожает сложные
задания. Оно с радостью берется за создание трехмерного изображения, образованного
переплетением света и тени.
Кадровое обеспечение:
Требования к квалификации педагога: среднее педагогическое образование, высшее
педагогическое образование, курсы повышения квалификации по данному направлению
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Форма представления результатов:
Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 5 сентября.
Промежуточный контроль осуществляется в период с 27 по 31 декабря.
Итоговый контроль осуществляется с 25 по 31 мая.
Для оценивания используются следующие методы:
- лист фиксации, наблюдение;
- выставка работ;
- конкурсы;
- презентация детских рисунков на официальном сайте МАДОУ ЦРР – детский сад;
- анализ продукта детской деятельности «поздравительные открытки».
Основная задача мониторинга - определение качества реализации Программы и
12

влияние дополнительной образовательной программы на динамику развития ребенка.
Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные особенности развития ребёнка,
разработать индивидуальный маршрут образовательной деятельности для максимального
раскрытия потенциала каждого воспитанника. Результаты педагогической диагностики
могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
─ индивидуализации образования;
─ оптимизации работы с группой детей.
Мониторинг основывается на анализе достижения детьми планируемых результатов.
Результаты
Личностные.

Планируемые
результаты

Критерии
Виды контроля
Оценивания промежуточной
аттестации
1-3 балла
конкурсы

Владеют основными навыками
правополушарного рисования.
Видят и передают характеристики
1-3 балла
цвета.
Умеют видеть, где заканчивается
1-3 балла
один предмет и начинается второй,
умеют выделять пространство
вокруг предмета, передавать
перспективу и пропорции, умеют
видеть целое и его части.
Самостоятельно составляют
1-3 балла
сюжеты своих рисунков, способны
свободно выражать свой замысел в
творческой работе.
Уважительно относятся к работам
1-3 балла
товарищей, при этом, способны
объективно оценивать свою
работу.
Сформированы предпосылки
1-3 балла
учебной деятельности
(самоконтроль, самооценка,
обобщенные способы действия) и
умения взаимодействовать друг с
другом.
Метапредметные. Получает эстетическое
1-3 балла
удовольствие от процесса и
результата рисования.
Уверен в своих силах, не
1-3 балла
испытывает страха перед
рисованием.
Предметные.
Использует в одной работе разные 1-3 балла
изобразительные материалы.
Освоил цветоведение.
1-3 балла
Умеет экспериментировать с
1-3 балла
красками.
*1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту.

/

анализ
продуктов
детской деятельности

выставка

конкурсы

анализ
продуктов
детской деятельности

конкурсы

выставка

анализ
продуктов
детской деятельности

13

3. Список литературы
- нормативные документы:
1. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992.
2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17 июля 2003.
3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008,
№666.
- литература, использованная при составлении программы:
1. Бетти Эдвардс: Открой в себе художника, 1979г.
2. Бетти Эдвардс: Ты – Художник 2010г.
3. Бетти Эдвардс: Цвет, 2010г.
4. Иванова О.Л., Васильева И.И.: Как понять детский рисунок и развить творческие
способности ребенка.- СПБ.: Речь; М.: Сфера,2011.
5. Казакова Р.Г.: Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
6. Лыкова И. А.: Цветная мозаика, М., 2000.
7. Лыкова И.А.: Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе
группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский
дом «Цветной мир», 2013. – 208с.
8. Никитина А.В.: Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и
родителей. – СПБ.: КАРО, 2007г.
- интернет-ресурс:
1.
https://vk.com/public183301690
2.
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/pravopolusharnoe-risovanie
3.
https://www.livemaster.ru/topic/3190640-blog-pravopolusharnoe-intuitivnoe-risovanie
4.
http://www.viktoria-latka.com/pravopolusharnaya-zhivopis-ili-risovanie-dlya-vsex/

14


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».