Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности ШАШКИ . ШАХМАТЫ

Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием городского округа Красноуфимск Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад»
623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Берёзовая,8.
Тел.: (834394)9-24-58, e –mail: madou52@mail.ru
СОГЛАСОВАНА:
педагогическим советом
МАДОУ ЦРР – детский сад
Протокол №1 от 30.08. 2023г.

УТВЕРЖДЕНА:
Заведующим МАДОУ ЦРР – детский сад
_____________________Т.М. Медведева
Приказ № 83/2 от 30.08. 2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА «ШАШКИ. ШАХМАТЫ».
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации - 1 года

Составитель: Верзакова Татьяна Валерьевна,
Воспитатель ВКК, МАДОУ ЦРР – детский сад

Красноуфимск

РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.Пояснительная записка
Направленность Программы: естественнонаучная
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной направленности "Шашки. Шахматы" (далее - Программа).
Актуальность Программы:
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы и шашки обусловлена
поиском эффективных методов умственного развития детей дошкольного возраста. Идея
использования игры в шахматы и шашки научно и практически давно апробирована и, так
или иначе, реализуется во многих странах. Доктор психологических наук Д. Б.
Богоявленская еще в 1990 году научно оценила детские шахматы следующим образом:
«Быстрота смены моделей (в шахматах) – великолепный тренинг гибкости мышления…
Необходимость просчета ходов развивает планирующую функцию мышления…
Необходимость быстрого принятия решения при неограниченной вариативности ситуации
оттачивает ядро умственных способностей человека…
Программа разработана в соответствии с:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ;
 Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства
РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
 Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242;
 Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция
Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»;
 «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
 Уставом МАДОУ ЦРР – детский сад;
 Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программа и
порядке их утверждения в МАДОУ ЦРР – детский сад.
Программа разработана
в соответствии с потребностями населения ГО
Красноуфимск.
Цель:формирование первоначальных навыков шахматной игры и игры в шашки.
Задачи:
Образовательные:
 формировать устойчивый интерес к игре в шахматы и шашки;
2

 способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска,
шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция,
взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур;
 учить взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий;
 познакомить с правилами поведения партнёров во время шахматной игры, учить во
время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилам;
 учить применять полученные знания в процессе игры;
 учить самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно
относиться к неудачам и поражениям.
Развивающие:
 развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,
самостоятельно решать и объяснять ход решения задачи;
 развивать умственные способности детей: логическое мышление, умения производить
расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
 развивать память, внимание, наблюдательность, воображение, диалогическую речь;
 способствовать активизации мыслительной деятельности воспитанников;
 развивать умение ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
Воспитательные:
 воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в
своих силах;
 воспитывать честность, коллективизм, чувство товарищества;
 воспитывать доброжелательное отношение воспитанников друг к другу.
 воспитание отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным
играм, имеющим спортивную и творческую направленность.
Адресат:Программа рассчитана для воспитанников 5-7 лет.
Возрастные особенности воспитанников 5-7 лет. В старшем дошкольном возрасте
продолжает развиваться образное мышление. Способны не только решить задачу в
наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой
последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения
окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные
мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления,
которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления,
отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а
также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
(представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи,
об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления
о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является
основой словесно-логического мышления.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут.
Форма обучения: очная.
Объём программы: 36 часов.
Виды занятий: Теоретическая и практическая подготовка. Теоретические знания дети
получают через использование таких форм, как чтение сказок, рассказов, стихов, беседы,
рассматривание рисунков, рассказ, объяснение. Практическая подготовка проходит в форме
подвижных шахматных игр, игры-турниры, игровые ситуации,
разбор ситуации,
видеоуроки шахматными фрагментами, шахматные и шашечные партии.
Уровневость Программы: традиционная

3

1.2. Содержание Программы
Учебный (тематический) план
№

1.
2.
3.
4.
5.

Тема

Вводное занятие.
Основные ходы в
шашках.
Основные правила.
Тактические удары и
комбинации.
Шашечный турнир.

История возникновения
шахмат.
7. Шахматная доска и
положение фигур.
8. Фигуры и комбинации
ходов.
9. Окончание партии и
результат партии "Шах".
"Мат". "Пат». Игра в
шахматы.
10. Праздник черно-белой
клетки.
6.

Общее
В том числе:
Формы аттестации/
количество Теория Практика
контроля
учебных
часов
1
1
5
1
4
Лист фиксации результатов.
5
5

1
1

4
4

Соревнования по шашкам.
Сеанс одновременной игры

1

-

1

Детско- родительский
турнир

1

1

-

4

1

3

Лист фиксации результатов.

6

1

5

Лист фиксации результатов.

7

1

6

Соревнования по шахматам.
Протоколы турниров.

1

Шахматный турнир между
родителями и детьми

1

36

8

28

1.3. Содержание учебного (тематического) плана
ШАШКИ
Тема №1. - 1занятие.
Теория: - 1 занятие. Вводное занятие Вводный инструктаж. Презентация История
развития шашек", Легенда о возникновении шашек. «Что такое шахматная (шашечная)
доска. Правила поведения во время игра. Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в
воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного
шашиста. Проведение диагностики
Тема № 2. Основные ходы в шашках. - 5занятий.
Теория:- 1 занятие.Шашки - расположение шашек в начале игры. Шашечные поля.
Шашечные дороги. Основные ходы. Шагают лишь по черным клеткам.
Практика: - 4 занятия. Игры на развитие внимания «Подскажи ход».Упражнения на
расположение шашек, выполнение ходов шашками. Дидактические игры на развитие памяти.
Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение
подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной
доске. Пробные парные игры.
Тема № 3. Основные правила- 5занятий.
Теория:- 1 занятие.Основные правила и ходы шашек. Первый ход всегда за белой. «Дамки»
- поля и ходы дамок. Коснулся – ходи. Шашкой бьем вперед – назад, но ходят шашки лишь вперед.
Парные игры.

4

Практика:- 5 занятий. Отработка основных правил и ходов шашек. Дидактические
игры на развитие памяти, ориентировки в пространстве. Практическое закрепление правил:
первый ход всегда за белой; коснулся – ходи; шашкой бьем вперед – назад, но ходят шашки
лишь вперед. Практический выход в «дамки» - поля и ходы дамок. Парные игры.
Соревнования.
Тема № 4. Тактические удары и комбинации. - 5занятий.
Теория:- 1 занятие. Тактические удары и комбинации. Окончание и результат игры:
выигрыш, проигрыш. Разные виды ничьей партии. Ловушка и короткие партии. Парные игры.

Практика:- 5 занятий. Игры на развитие внимания. «Найди ошибку».Обучающие
игры: тактические удары и комбинации. Парные игры и отработка окончания и подведение
результата игры: выигрыш, проигрыш, разные виды ничьей партии. Игры-ловушки и
короткие партии. Анализ учебных партий, игровая практика. Сеанс одновременной игры
Тема № 5. -1занятие.
Практика: - 1 занятие. Правила поведения при игре в шашечных турнирах.
Детско-родительский шашечный турнир. Игры в парах, сеанс одновременной игры.
ШАХМАТЫ
Тема № 6. - 1 занятие
Теория: - 1 занятие. Видео-презентация «История возникновения шахмат». Легендазнакомство с основными фигурами и шахматной доской. Правила поведения во время игра.
Беседа «Шахматы- как вид спорта»
Тема № 7. Шахматная доска и положение фигур.-4 занятия.
Теория: - 1 занятие. Шахматные фигуры: название основные ходы и позиция. Понятия:
начальное положение фигур, диагональ, горизонталь и вертикали. Алгоритм хода.
Практика: - 3 занятия. Дидактические игры «Назови правильно», «Расставь правильно»,
«маршрут фигуры». Дидактические игры по маршруту с учетом контроля полей, правила
на ограничение подвижности фигур, обучение алгоритму хода. Тренировочные упражнения
по закреплению знаний о шахматной доске. Первичная игра.
Тема № 8. Фигуры и комбинации ходов. -6 занятий
Теория: - 1 занятие. Повторение правил: «Слон». «Слон. Ход. Взятие». «Ладья». «Ладья
против слона». «Ферзь».«Ферзь против ладьи и слона». «Конь против ферзя, ладьи и слона»
«Пешка». «Пешка против ферзя, ладьи, коня и слона». «Король». «Защита короля»
Практика: - 5занятия.Игра в шахматы. Отработка тактических приемов и особенностей
их применения. Отработка способов защиты. Открытые и двойные ходы. Практическое
решение тестовых позиций.
Тема № 9. Окончание партии и результат партии.-7 занятий
Теория: - 1 занятие. Беседы об окончании партии и результат партииВыигрыш, ничья,
виды ничьей. "Шах". "Мат". "Пат». Сильные и слабые фигуры в шахматах. Знакомство с
легкими и тяжелыми фигурами в шахматах
Практика: - 6 занятия. Практические игры в шахматы. Решение практических упражнений:
на выигрыш в различное количество ходов; тактические приемы и особенности их
применения. Соревнования по шахматам.
Тема № 10.Праздник черно-белой клетки -1 занятий
Практика: - 1 занятие. Праздник черно-белой клетки. Шахматный турнир
родителями и детьми

между

5

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
 имеют представление о шахматной доске, умеют ориентироваться на ней;
 называют шахматные фигуры;
 правильно расставляют шахматные фигуры на шахматной доске в
начальное положение
 имеют представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
 владеют основными шахматными терминами;
 правильно применяют элементарные правила игры;
 имеют представление о некоторых тактических приемах;
Метапредметные результаты:
 проявляют усидчивость, целеустремлённость, самостоятельность в принятии
решений;
 проявляют настойчивость в достижении цели, преодоления трудностей;
Личностные результаты:
 сформированы умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять
решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих
действий.

РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
(материально-технические, кадровые, методические)
Материально-техническое обеспечение:
 техническое оснащение занятий включает в себя: столы, стулья – по количеству
детей.
 технические средства обучения (ТСО) - компьютер; проектор;
 шашечные и шахматные доски с фигурами;
 дидактические игры для развития умений игры в шахматы и шашки;
 магнитная доска с комплектами шахматных фигур и шашек;
 настольные шахматы и шашки;
 родительский уголок «Играем в «шахматы».
Информационное обеспечение:
Видеоматериалы, презентации в цифровом формате «История возникновения игры в
шашки», «Легенда о шахматах», «Шахматные фигуры». Картотека игр по развитию
внимания, памяти, ориентировка в пространстве. рекомендации для родителей и педагогов.
Кадровое обеспечение:
Требования к квалификации педагога: среднее педагогическое образование, высшее
педагогическое образование, курсы повышения квалификации по данному направлению.
Методические материалы:
 наглядные пособия «Шахматная доска», «Великие шахматисты», «Первые шахматные
фигуры»
 опорные схемы «Горизонтали», «Вертикали», «Ходы шахматных фигур», «Движения
«дамки», «Шах», «Мат», «Пат». «Ловушки».
Принципы формирования группы: Число воспитанников, одновременно
находящихся в учебной группе – 12-15 человек. Программа не предполагает конкурсного
отбора, рассчитана на сопровождение всех категорий обучающихся.
Перечень форм обучения: Занятия проводятся в различных формах: фронтальной,
групповой, индивидуальной, свободного общения.
6

Для обучения детей используются методы и приемы:
 словесный: рассказ, беседа, объяснение, речевой образец, повторение, словесное
упражнение, вопросы (вопросы к детям активизируют восприятие, память, мышление,
речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала);
 наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске, опорных схем,
обучающих фильмов, презентаций;
 практический: упражнение, решение шашечных, шахматных концовок, задач, этюдов,
соревнования, работа над ошибками.
 игровые;
 показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец
воспитателя;
 контроль и оценка.
Программа основывается на следующих принципах:
Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание
для каждого ситуации успеха.
Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач
достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание
эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное
повышение работоспособности.
Постепенность: переход от совместных взрослого и ребенка, ребенка и
сверстников к самостоятельным; от простого до заключительного, максимально сложного
задания. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком
способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
Индивидуальный
подход: создание в творческом процессе раскованной,
стимулирующей
творческую
активность
ребенка
атмосферы.
Учитываются
индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом.
В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в
процессе совместной (ребенок – ребенок, ребенок – педагог, ребенок – родитель)
продуктивно – творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно
мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задания, общаться с
разными людьми.
Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком
строится на доброжелательной и доверительной основе.

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 5 сентября.
Промежуточный контроль осуществляется в период с 27 по 31 декабря.
Итоговый контроль осуществляется с 25 по 31 мая.
Для оценивания используются следующие методы: наблюдение, беседа, игра,
игровые ситуации, практические игры в шашки, шахматы.
Форма представления результатов:
 лист фиксации результатов;
 соревнования по шашкам;
 сеанс одновременной игры;
 детско- родительский турнир;
 соревнования по шахматам;
 протоколы турниров;
 шахматный турнир между родителями и детьми;
 творческий отчет воспитателя – руководителя.
Основная задача мониторинга - определение качества реализации Программы и
7

влияние дополнительной образовательной программы на динамику развития ребенка.
Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные особенности развития
ребёнка, при необходимости разработать индивидуальный маршрут образовательной
деятельности для максимального раскрытия потенциала каждого воспитанника.

2.3. Список литературы
Гришин В.Г. "Малыши играют в шахматы": книга для воспитателя детского сада: Из
опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
2. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего
воспитателя. № 8\август 2011
3. Куличихин А.И. История развития русских шашек. – М.: ФиС, 1982. 1989, вып. 5. – с.
1-7.11
4. Маньшин С.С., Громов Г.В. Программа подготовки юных шашистов. 1 часть. Русские
шашки. – СПб., 1992.
5. Петрушина Н.М. "Шахматный учебник для детей". Ростов н/Д: Феникс, 2013.-221 с.
6. Погрибной В.К., В.Я.Юзюк "Шашки для детей". Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д:
Феникс, 2013. – 137 с
7. Сидорычев В.Н. "Русские шашки для дошкольников: учеб.метод. пособие". - М.:
Линка-Пресс, 2016 - 88 с.
8. Сухин И.Г. "Волшебные фигуры, или шахматы для детей 2-5 лет: Книга-сказка для
совместного чтения родителей и детей". - М.: Новая школа, 1994. - 160 с.
9. Юзюк В.Я., Погрибной В.К. "Приключения Шашечки и Шахматика" – Ростов н/Д:
Феникс, 2013. – 17 3 с.
10. Источник: https://razvitievospitanie.ru/intellect/pravila_igir_v_shashki_dlya_nachinaushih_detei.html
1.

Нормативно-правовые документы:
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства
РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Министерства
образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242.
 Приказ
Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция
Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
 «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д).
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».

8

9


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».