Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности РЕЧЬ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ

Муниципальный орган управления образованием Управление
образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад»
623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Берёзовая,8.
тел.: (834394)9-24-58, e –mail: madou52@mail.ru
СОГЛАСОВАНА:
педагогическим советом
МАДОУ ЦРР – детский сад
Протокол №1 от 30.08. 2023г.

УТВЕРЖДЕНА:
Заведующим МАДОУ ЦРР – детский сад
_____________________Т.М. Медведева
Приказ № 83/2 от 30.08. 2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ –
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
«РЕЧЬ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель: Барбарина Ольга Александровна,
воспитатель ВКК,
педагог дополнительного образования

г. Красноуфимск

РАЗДЕЛ№1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
«Движения руки всегда тесно связаны с речью
и способствуют её развитию»
В.М. Бехтерев, невропатолог, физиолог, психолог
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности «Речь на кончиках пальцев» (далее Программа). Программа адаптирована для работы с детьми, имеющих заключения ПМПК и
ПС: по организации образовательной деятельности по адаптированным образовательным
программам для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность. Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с тяжелыми
нарушениями речи (далее ТНР) по формированию графических навыков необходима
потому, что:
 у детей слабо развиты мелкие мышцы руки;
 несовершенна координация движений руки;
 зрительные и двигательные анализаторы находятся в разной стадии развития.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий,
умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он
может приступать к приобретению навыков письма.
Навык письма – это сложный навык и именно в дошкольном возрасте важна работа по
подготовке руки ребенка к письму, а не само письмо.
Программа ориентирована на подготовку руки к письму, совершенствованию
двигательных ручных умений и навыков, умению ребенка правильно держать карандаш;
обучению
дорисовывать,
закрашивать,
копировать,
штриховать;
развитию
фонематического слуха и слухового внимания, произвольного внимания, нагляднообразного и логического мышления, пространственных ориентаций на листе бумаги и в
окружающем пространстве.
Программа разработана в соответствии с:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ;
 Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
 Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242;
 Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция
Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
 «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу
ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);



Уставом МАДОУ ЦРР –детский сад;  Положением о дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программа и порядке их утверждения в
МАДОУ ЦРР – детский сад.
Программа разработана в соответствии с потребностями населения ГО
Красноуфимск, учета
интерес детей с тяжелыми нарушениями речи и их родителей
(законных представителей), основе предварительного мониторинга и анализа.
Для успешного обучения детей с ТНР в общеобразовательной школе одной из
важных задач дошкольного учреждения является развитие у них так называемой «ручной
умелости» - графического навыка. Низкий уровень развития графического навыка является
причиной трудностей в обучении письму. Трудности с письмом связаны с тем, что у детей
слабо развиты мышцы пальцев и кистей рук, они быстро устают, плохо развита мелкая
моторика, недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации, не
всегда верно ориентируются на листе бумаги, путают стороны. Ориентировка в
пространстве отражается на всех видах деятельности детей, в том числе и на письме. Без
специальной предварительной подготовки дошкольникам с ТНР очень трудно будет
включиться в режим учебной работы в школе. Из-за этого дети не укладываются в темп
работы, не успевают выполнить задание.
Немаловажную роль среди них играет развитие пространственных ориентировок,
прежде всего ориентировки на листе бумаги. Решение этой задачи невозможно без
определённого уровня развития зрительного восприятия и умения точно координировать
движения руки.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена на
более глубокое развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР. На

основе использования нетрадиционных техник и игр для развития ручной
умелости
 игры и игровые упражнения на формирование слухового и зрительного восприятия,
внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений;
 игры и игровые упражнения на формирование общей, ручной и артикуляторной
моторики;
 игры и игровые упражнения на формирование мыслительных операций;
 игры и игровые упражнения на формирование слухозрительного и слухомоторного
взаимодействия;
 игры и игровые упражнения на формирование сенсорно-перцептивного уровня
восприятия.
Содержание программы строится на идеях отечественных, зарубежных психологов
и педагогов:
 о взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики
кисти руки (Л.Ф. Фомина, Е.М. Мастюкова, О.С. Бот.);
 об организация специальных игр, заданий и упражнений для развития достаточного
уровня пальцевой моторики (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, Т.С. Комарова, М.М.
Безруких);
 о роли координации моторных движений в процессе письма (Е.В. Гурьянов).
В процессе реализации программы придерживались принципам личностноориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили), использовали систему
работы по обучению детей с недоразвитием фонематического строя речи, разработанную
Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой и методические рекомендации А.В. Антоновой по
формированию графических навыков у детей.
Адресат: программа рассчитана для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи
5-7 лет.
Возрастные особенности и психолого-педагогические характеристики детей 5-7
лет, которые учитываются при реализации программы:

Детям с тяжелыми нарушениями речи характерно замедленное развитие моторных
функций. Это подтверждает и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У
значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой
координации сложных движений, неуверенности в точном воспроизведении точно
дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие
трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и
особенно серии двигательных актов. У детей с ТНР наблюдаются особенности в
формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной
координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц,
завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).
У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в
формировании тонких движений пальцев (движения неточные, не координированные).
Общими недостатками в развитии общей и мелкой моторики пальцев рук являются:
нарушение точности и плавности движений; не удержание поз; ошибки в пространственной
координации; нарушение темпа воспроизведения ритмического рисунка; нарушение
количества элементов в рисунке; напряженность, скованность движений; нарушение
переключения с одного движения к другому; наличие синкенезий, гиперкинезов; наличие
тремора; нарушение синхронности в выполнении движений; недифферинцированность
движений. нарушения контроля за собственными действиями; трудности переключения;
явления зеркальности; асинхронность движения; трудности переноса позы справа налево.
Эти нарушения проявляются в незрелости моторики; производимые такими
детьми движения обычно имеют быстрый, порывистый, суетливый, многочисленный
характер. Наряду с этими отмечаются медлительность и неуклюжесть, отсутствие четкой
соразмерности и последовательности в движениях. Точные, мелкие движения, требующие
ловкости и точной координации, им, как правило, не удаются.
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и
зрительно-двигательной
координации.
Движение
рук
бывают
неловкими,
несогласованными. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками
сразу.
Для детей с ТНР характерно:
 нарушение точности и плавности движений;
 неудержание поз;
 ошибки в пространственной координации;
 нарушение темпа воспроизведения ритмического рисунка;
 нарушение количества элементов в рисунке;
 напряженность, скованность движений;
 нарушение переключения с одного движения к другому;
 нарушение синхронности в выполнении движений;
 недифферинцированность движений;
 нарушения контроля за собственными действиями;
 трудности переключения;
 явления зеркальности.
Срок освоения программы: 2 года -72 часа. 1-й год обучения-36 часов, 2-й год
обучения-36 часов.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю: 5-6 лет по 25 минут, 6-7 лет
по 30 минут.
Объём программы: 36 часов в год
Форма обучения: очная, фронтальная и индивидуально-подгрупповая.

Особенности организации образовательного процесса: традиционная модельреализации программы представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течение двух лет обучения в МАДОУ ЦРР – детский сад.
Виды занятий: Теоретическая и практическая подготовка: игровая с включением
игр и упражнений различной направленности по развитию графомоторных навыков у детей
с ТНР.
Теоретическая часть включает сведения, пояснения и по ходу процесса работы.
Практическая деятельность:
1. Ритуал приветствия. Создание позитивного настроя, доверительной атмосферы.
2. Дыхательные упражнения в сочетании с различными движениями, этюды.
3. Массаж и самомассаж.
4. Физминутка-логоритмика.
5. Пальчиковый игротреннинг.
6. Графический диктант, работа с трафаретами.
7. Кинезиологическое упражнение.
8. Игры в центре конструирования/Театрализованные игры.
9. Рефлексия, этюды на расслабление.

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: формировать графические навыки у детей старшего дошкольного возраста,
имеющих тяжелые нарушения речи, формирование интереса к выполнению графических
упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Задачи:
Развивающие:
 развивать слуховое внимание, память, логическое мышление и пространственное
воображение, зрительное восприятие;
 сформировать у детей гигиенические правила письма: навык правильной посадки
при письме, положение тетради, умение правильно держать карандаш.
 Образовательные:
 познакомить детей с тетрадью и правилами работы в ней: уметь ориентироваться в
тетради, на строке, на странице;
 формировать умение следовать устным инструкциям;
 сформировать навык правильной посадки при письме, положение тетради, умение
правильно держать карандаш.
Воспитательные:
 воспитывать аккуратность, умение содержать в порядке своё рабочее место;
 воспитывать коммуникативные способности детей.
1.3. Содержание общеразвивающей Программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения (5-6 лет)
Тема

В том числе
Общее
количество
учебных
часов

Теори
я
1

1

Вводное. Диагностика

1

2

Пальчиковые игры

2ч

Практ
ика

Формы контроля
(мониторинг, итоговые
мероприятия)
Лист фиксации (определение
ведущей руки). Наблюдение,
диагностика

2ч

3
4

Графические упражнения
Лексические упражнения

23 ч
10 ч
36 ч

5ч

18 ч
10ч
30 ч

6ч

Выставка детских работ

Содержание учебного (тематического) плана
(1 год обучения 5-6 лет)
1.Вводное. Диагностика - 1занятие.
Теория: - 1 занятие. Вводное занятие. Вводный инструктаж. Знакомство с обложкой,
страницами, правой и левой сторонами страницы, верхом и серединой страницы, клетками.
2.Пальчиковая гимнастика – 2 занятия.
Практика 2 занятия. Отработка умения качественно выполнять пальчиковые
упражнения, ориентируясь на текст.
3. Графические упражнения -17 занятий.
Теория: - 3 занятия. Учить ориентироваться в клетке с помощью точек.
Практика - 14 занятий. Ориентирование в крупной клетке с одновременным рисованием,
отработка приемов правильного держания карандаша при письме, отработка приемов
проведения вертикальных линий по точкам через упражнения «Забор», «Флажок»,
«Дождик», навыков ритмичности, двигательной функции кисти руки, работа в тетради
(письмо коротких горизонтальных линий, работа в альбоме «Три медведя», формирование
навыков проведения длинных вертикальных линий через упражнения «Шарики», «Цветы»,
«Карандаши» и др.
4. Лексические упражнения – 10 занятий.
Практика - 10 занятий. Формирование умения подбирать родственные слова, признаков и
действия, навык словообразования, отрабатывать образование сложных прилагательных и
согласование числительных с существительными. Лексические упражнения «Веселый
счет», «Назови одним словом». Работа по закреплению образования сложных слов и
множественных чисел имен существительных. Отработка темпа и ритма речи; образования
относительных прилагательных, координации речи и движения, умения составлять
сложносочиненные предложения с союзом, а, игра «Покажи, где…», «Кто старше, а кто
младше?». Закрепление умения согласовывать числительные с существительными,
образование
уменьшительно-ласкательных
существительных
и
относительных
прилагательных через упражнения «Назови ласково». Формировать умение строить
деятельность по словесной инструкции, развивать воображение и речевую
выразительность, лексическое упражнение «Подбери признак» и активизировать словарь
признаков. Отрабатывать умение отрабатывать слова–антонимы, согласовывать
числительные с существительными, упражнения «Веселый счет», «Скажи наоборот».
Закреплять координацию речи и движение.

Тема

Вводное. Диагностика
Пальчиковые игры

Учебный (тематический) план
2 год обучения (6-7лет)
В том числе
Общее
Теория
количеств
о учебных
часов
1
2ч

Практи
ка

1
2ч

Формы контроля
(мониторинг, итоговые
мероприятия)

Лист фиксации (определение
ведущей руки). Наблюдение,
диагностика
Анализ приобретенных
навыков

Конструирование

16 ч

3ч

13 ч

Графические упражнения

17 ч

3ч

14 ч

36 ч

6ч

30 ч

Анализ продуктов
детской деятельности

Анализ приобретенных
навыков

Содержание учебного (тематического) плана
(6-7 лет)
1.Вводное. Диагностика - 1занятие.
Теория: - 1 занятие. Вводное занятие. Вводный инструктаж. Умение различать «лево»,
«право», «лист», «страница», «строка».
2.Пальчиковая гимнастика – 2 занятия.
Практика 2 занятия. Отработка умения качественно выполнять пальчиковые
упражнения, ориентируясь на текст.
3.Конструирование из бумаги и счетных палочек – 16 занятий.
Теория: - 3 занятия. Знакомство детей с искусством оригами и техникой оригами, со
свойствами бумаги, с символами, схемами, условными обозначениями, с базовыми
формами. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля
при работе с бумагой и счетными палочками.
Практика - 13 занятий. Совершенствовать координацию, точность движений, гибкость,
подвижность, умелость, ловкость, мышечную активность, ритмичность кистей рук через
оригами и фигур из счетных палочек - «Лягушка», «Заяц», «Пароход», «Машина» и др.
Формировать более точные изображения, преодолев неуверенность и скованность
движений руки – «Лодочка», «Ежики» и др.
4. Графические упражнения -17 занятий.
Теория: - 3 занятии. Знакомство с мелкими клетками в тетради; ориентировка по клеточкам
(нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левого, нижнего правого
угла; середины клетки).
Практика - 14 занятий. Ориентирование в мелкой клетке с одновременным рисованием,
отработка приемов правильного держания карандаша при письме, отработка выполнения
различных видов штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные
(слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами через
упражнения «Земляничка», «Грибочек», «Клубочки для котят» и др.; закрепление навыков
ритмичности, двигательной функции кисти руки, работа в тетради (письмо коротких
горизонтальных линий «Мячик катится к…», «Помоги зайцу добраться до морковки» и др.
Закрепление навыков проведения длинных вертикальных линий через упражнения
«Конверт», «Сапог», «Соедини точки» и др.; отработка точности движений при проведении
линий в разном направлении - игра «Тир», ломанных линий, не отрывая карандаш от бумаги
с помощью игры «Крутые виражи». Отработка координации движений, глазомера с
помощью дорисовывания с продолжением узоров; рисования безотрывной линии и
предметов по образцу). Закреплять сенсорно–двигательной координацию рук - «Сделаем
бусы».
1.4. Планируемые результаты 5-6 лет
Предметные результаты:
 умеет работать в тетрадях в крупную клетку;
 с опорой на клетки создает контуры сложных предметов;
 сформировано умение соблюдать гигиенические правила письма (положение
корпуса, руки, тетради, карандаша).
Метапредметные результаты:
 ребенок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые
линии;

 умеет закрашивать карандашом в одном направлении неотрывными
движениями, бес пропусков, не выходя за контур с равномерным умеренным
нажимом;
 у ребенка развита плавность и согласованность движений рук.
результативное выполнение заданий по словесной и зрительной инструкции;
 сформирована зрительно-моторная и вестибулярно-моторная координация;
 умеет обводить и штриховать буквы алфавита. Использует разные виды
штриховки в одном рисунке;
 совершенствование мимики, воображения, речи, увеличение словарного
запаса.
Личностные результаты:
 развита согласованность движений рук с речью;
 развита гибкость и подвижность пальцев и кистей рук;
 развито умение сосредотачивать внимание, мобилизировать двигательную
память;
 сформированы коммуникативные навыки;
 развиты графомоторные навыки, плавность, точность, скоординированность
движений рук.
Планируемые результаты 6-7лет
Предметные результаты:
 умеет работать в тетрадях в мелкую клетку;
 с опорой на образец создает контуры сложных предметов;
Метапредметные результаты:
 умеет выполнять перекрёстные движения, свидетельствующие о развитии
межполушарного взаимодействия;
 умеет сосредотачивать внимание, мобилизировать двигательную память;
 умеет быстро переключаться с одного вида упражнения на другое;
 результативно выполняет задания по словесной и зрительной инструкции;
 развиты и укреплены мышцы рук, ног, общего тонуса, дыхательной и
мимической мускулатуры.
Личностные результаты:
 развиты основные физические качества: ловкость, координация движений,
гибкость, выносливость, чувство равновесия.
 сформирована зрительно-моторная и вестибулярно-моторная координация.
 развита согласованность движений рук с речью
 развита гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
 сформированы коммуникативные навыки.

РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график
№
п/

Основные характеристики
образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни

Окончание учебного года

УЧЕБНЫЙ-ГОД

376
183
1
36 (часов в год)
15
21
1 сентября 2022 г.
День народного единства – 04.11.2022г.
Новогодние и рождественские каникулы -02.01 06.01.2023 г.
День защитника Отечества - 23.02.2023 г.
Международный женский день - 08.03.2023 г.
Праздник Весны и Труда - 01.05. 2023 г.
День Победы – 08.05 - 09. 05. 2023 г.
31 мая 2023 г.

2.2. Условия реализации программы
(материально-технические, кадровые, методические)
Материально-техническое обеспечение:
№п/п Наименование
1
2
3
4
5
6
7

Стул детский
Столы детские
Мольберт
Нетбук IRU Infro012
Интерактивная доска
Проектор
Усилитель звука

Количество
10
5
1
1
1
1
1

Кадровое обеспечение:
Требования к квалификации педагога: среднее педагогическое образование,
высшее педагогическое образование, курсы повышения квалификации по данному
направлению
Методические материалы:
 Картотека игр на координацию речи с движением по различным лексическим
темам.
 Картотека пальчиковых игр по различным лексическим темам.
 Картотека заданий для развития графо-моторных навыков.
 Картотека для выполнения графических диктантов.
 Массажные мячики с шипами.
 Массажеры Су-Джок.
 Шнуровки, пособия для завязывания и развязывания узелков, застегивания и
расстегивания пуговиц.
 Счетные палочки, цветные спички, катушки для наматывания ниток, прищепки.

 «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, каштанами,
фасолью, горохом, мелкими морскими камушками).
 Емкость с кинетическим песком.
 Крупные и мелкие бусы, предметы.
 Пазлы, мозаики, конструктор.
 Прищепки.
 Пластилин.
 Ножницы, цветная бумага, клей, бумага для оригами.
 Куклы для театрализованной деятельности.
 Трафареты.
Примерный перечень игр и игровых упражнений по развитию мелкой моторики и
ориентировки в пространстве.
Подготовительный этап
Игры и игровые упражнения на формирование слухового и зрительного восприятия,
внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений: «Времена года», «Где
такие?», «Запомни и найди», «Зверюшки на дорожках», «Ищи и находи», «Какого цвета
нет?», «Картина», «Картинка», «Колокол-колокольчик», «Кто внимательный», «Кто где
стоит», «Кто за кем пришел», «Лото», «Мастерская форм», «Найди и назови», «Найди
клад», «О чем говорит улица?», «Обед для матрешек», «Позвони на том же месте»,
«Поймай меня», «Положи верно», «Построй ворота», «Прятки с игрушками», «Расставь по
местам», «Собери букет», «Спрячь игрушку», «Телефон», «У кого такое?», «Угадай-ка»,
«Цвет и форма», «Цветик-семицветик», «Цветные дома», «Чего не стало?», «Что бывает
такого цвета?», «Что досталось тебе, дружок?», «Что за чем звучало?», «Что изменилось?»,
«Что нарисовано?», «Чья это конура?» и др.
Игры и игровые упражнения на формирование общей, ручной и артикуляторной
моторики: «Бочонок с водой», «В гости», «Волк», «Где мы были, мы не скажем, а что
делали, покажем», «Двое разговаривают», «Домик», «Дружба», «Ежик», «Зайцы», «Замок»,
«Колокол», «Кот», «Кошки-мышки», «Кулак — кольцо», «Курочка — петушок», «Ладони
на столе», «Лакомка», «Ловкие пальцы», «Лодочка», «Лошадки», «На одной ножке вдоль
дорожки», «Ножницы», «Пальчики здороваются», «Пассажиры в автобусе», «Паук», «По
узенькой дорожке», «Подбрось-поймай», «Пожарники», «Птичка летит», «Птички»,
«Пчела», «Пять человечков», «Серсо», «Скакалка», «Солнечные лучи», «Спичечные
коробки», «Топ-хлоп», «Флажок», «Часы», «Человечек» и др., а также специальные
игровые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп
звуков).
Игры и игровые упражнения на формирование мыслительных операций: «Назови
одним словом», «Назови, какие бывают…», «Отгадай загадки, найди отгадку», «Подбери
слова (простые аналогии)», «Последовательные картинки», «Путаница», «Разложи
и
назови», «Заборчик», «Исключи неподходящую картинку (слово)», «Составь картинку»,
«Составь фигуру», «Сравни», «Что здесь должно быть нарисовано» и др.
Игры и игровые упражнения на формирование слухозрительного и слухомоторного
взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур: «Дятел»,
«Композитор», «Музыканты», «Азбука Морзе», «Ритмические загадки», «Ритмический
диктант», «Ритмическое эхо», «Телеграфист» и др.
Игры и игровые упражнения на формирование сенсорно-перцептивного уровня
восприятия: «Телефон», «Эхо», «Волшебная страна», «Дразнилки», «Не ошибись»,
«Повтори, как я», и др.
Для обучения используют разнообразные методы:
 проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения
проблемной ситуации в ход занятия);

 словесный (объяснение, обсуждение, описание, беседа, указания, пояснения,
использование художественного слова);
 наглядный - объяснительно
 иллюстративный (предполагает тесное соединение устного изложения с
демонстрацией наглядных пособий);
 диалоговый - применение этого метода предусматривает диалог между педагогом и
обучающимися, обеспечивает более прочное усвоение знаний, путем обсуждения
возникающих проблем;
 метод обследования;
 мотивационный (убеждение, поощрение).
Методы,
повышающие
познавательную
активность
элементарный
анализ;
сравнение
по
контрасту
и
подобию, сходству;
- группировка и
классификация;
- моделирование и
конструирование
- ответы на вопросы
детей;
приучение
к
самостоятельному
поиску ответов на
вопросы.

Методы,
вызывающие
эмоциональную
активность:

Методы,
способствующие
взаимосвязи
различных видов
деятельности
воображаемая
прием предложения
ситуация;
и обучения способу
-придумывание
связи разных видов
сказок;
деятельности;
-игры–
-перспективное
драматизации;
планирование;
-сюрпризные
-перспектива,
моменты
и направленная
на
элементы новизны; последующую
- юмор и шутка;
деятельность;
-сочетание
- беседа;
разнообразных
средств на одном
занятии.

Методы коррекция
и уточнения
детских
представлений
повторение;
- наблюдение;
-создание
проблемных
ситуаций;
- беседа;

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 5 сентября.
Промежуточный контроль осуществляется в период с 27 по 31 декабря.
Итоговый контроль осуществляется с 25 по 31 мая.
Для оценивания используются следующие методы:
 Наблюдение
 Анализ продуктов детской деятельности
 Анализ приобретенных навыков
 Лист фиксации (диагностика уровня)
 Готовые детские работы.
Основная задача мониторинга - определение качества реализации Программы и
влияние дополнительной образовательной программы на динамику развития ребенка.
Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные особенности развития
ребёнка, при необходимости разработать индивидуальный маршрут образовательной
деятельности для максимального раскрытия потенциала каждого воспитанника.

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Критерии оценки (возраст 5-6 лет)
Планируемые
результаты

Критерии
оценивания

- развита
согласованность
движений рук с речью;
- развита гибкость и
подвижность пальцев
и кистей рук;
- развито умение
сосредотачивать
внимание,
мобилизировать
двигательную память;
- сформированы
коммуникативные
навыки;
- развиты
графомоторные
навыки, плавность,
точность,
скоординированность
движений рук.
- результативное
выполнение заданий
по словесной и
зрительной
инструкции;
- сформирована
зрительно-моторная и
вестибулярномоторная
координация;
- умеет обводить и
штриховать буквы
алфавита. Использует
разные виды
штриховки в одном
рисунке;
-совершенствование
мимики, воображения,
речи, увеличение
словарного запаса.
- умеет работать в
тетрадях в крупную
клетку;
- с опорой на клетки
создает контуры
сложных предметов;
- сформировано
умение соблюдать
гигиенические
правила письма
(положение корпуса,
руки, тетради,
карандаша).

- высокий программный
материал усвоен
обучающимися
детьми полностью,
воспитанник имеет
высокие
достижения;
- средний усвоение
программы в
полном объеме, при
наличии
несущественных
ошибок;
- низкий - усвоение
программы в
неполном объеме,
допускает
существенные
ошибки в
теоретических и
практических
заданиях

Виды
контроля
промежуточной
аттестации

/

Диагностический
инструментарий
(формы,
методы,
диагностики)
Оценка уровня освоения
 Наблюдение
дополнительной
 Анализ продуктов
общеобразовательной
детской
программы проводится
деятельности
посредством входного,
 Анализ
текущего контроля,
приобретенных
промежуточной и
навыков
итоговой аттестации.
 Лист
фиксации
(диагностика
Входной контроль
уровня)
определяет готовность
 Готовые
детские
обучающихся к обучению
работы.
по конкретной программе  Тестовые задания,
и проводится в форме:
упражнения.
игровых упражнений,
наблюдений,
тестирования.
Текущий контроль
выявляет степень
сформированности
практических умений и
навыков, учащихся в
выбранном ими виде
деятельности. Текущий
контроль осуществляется
без фиксации результатов
в форме: наблюдения,
тестов, заданий.
Промежуточная
аттестация качества
определяет уровень
усвоения обучающимися
учебного материала по
итогам отдельной части
модуля/программы и
проводится в форме:
теста, задания,
наблюдения, игровых
упражнений..

Общая моторика
Высокий уровень: Ребёнок уверенно, точно, с большим напряжением и хорошей
амплитудой, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения. Выполняет
разнообразные упражнения с мячом. Сохраняет дистанцию во время ходьбы и бега. Точно
выполняет сложные подскоки на месте, сохраняя равновесие при прыжках на скакалке.
Средний уровень: Ребёнок правильно выполняет большинство упражнений, но не всегда
проявляет должные усилия. Хорошо справляется с ролью ведущего, но интереса к
самостоятельной организации игр не проявляет.
Низкий уровень: Ребёнок неуверенно выполняет сложные упражнения. Нарушает правила в
игре, увлекаясь его процессом. Интерес к физическим упражнениям низкий.
Мелкая моторика
Высокий уровень: Любит рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки и
аппликации; освоил различные изобразительные техники, способы использования
изобразительных материалов и инструментов. Принимает участие в процессе выполнения
работ.
Средний уровень: Затрудняется определить тему будущей работы, нуждается в подсказке
взрослого; использует основные техники. Демонстрирует относительный уровень
технической грамотности (затруднения в координации силы нажима, наклона штриховки,
аккуратности).
Низкий уровень: Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но
пользуется ими ещё недостаточно осознанно и самостоятельно. Делает работы с помощью
взрослого.

Личностные результаты

Критерии оценки (возраст 6-7лет)
Планируемые
результаты

Критерии
оценивания

- развиты основные
физические качества:
ловкость,
координация
движений, гибкость,
выносливость,
чувство равновесия.
- сформирована
зрительно-моторная и
вестибулярномоторная
координация.
- развита
согласованность
движений рук с
речью
- развита гибкость и
подвижность пальцев
и кистей рук
- сформированы
коммуникативные
навыки.

- высокий программный
материал усвоен
обучающимися
детьми полностью,
воспитанник имеет
высокие
достижения;
- средний - усвоение
программы в
полном объеме, при
наличии
несущественных
ошибок;
- низкий - усвоение
программы в
неполном объеме,
допускает
существенные
ошибки в
теоретических и
практических

Виды
контроля
промежуточной
аттестации

Диагностический
инструментарий
(формы,
методы,
диагностики)
Оценка уровня освоения
 Наблюдение
дополнительной
 Анализ продуктов
общеобразовательной
детской
программы проводится
деятельности
посредством входного,
 Анализ
текущего контроля,
приобретенных
промежуточной и
навыков
итоговой аттестации.
 Лист
фиксации
(диагностика
Входной контроль
уровня)
определяет готовность
 Готовые
детские
обучающихся к обучению
работы.
по конкретной программе  Тестовые задания,
и проводится в форме:
упражнения.
игровых упражнений,
наблюдений,
тестирования.
Текущий контроль
выявляет степень
сформированности
практических умений и

/

Метапредметные результаты
Предметные
результаты

- умеет выполнять
перекрёстные
движения,
свидетельствующие о
развитии
межполушарного
взаимодействия;
- умеет
сосредотачивать
внимание,
мобилизировать
двигательную память;
- умеет быстро
переключаться с
одного вида
упражнения на
другое;
- результативно
выполняет задания по
словесной и
зрительной
инструкции;
- развиты и
укреплены мышцы
рук, ног, общего
тонуса, дыхательной
и мимической
мускулатуры.
- умеет работать в
тетрадях в мелкую
клетку;
- с опорой на образец
создает
контуры
сложных предметов;

заданиях

навыков, учащихся в
выбранном ими виде
деятельности. Текущий
контроль осуществляется
без фиксации результатов
в форме: наблюдения,
тестов, заданий.
Промежуточная
аттестация качества
определяет уровень
усвоения обучающимися
учебного материала по
итогам отдельной части
модуля/программы и
проводится в форме:
теста, задания,
наблюдения, игровых
упражнений..

Общая моторика:
Высокий уровень: Ребёнок результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно
выполняет упражнения. Сохраняет скорость и заданный темп бега. Ритмично выполняет
прыжки, мягко приземляется, сохраняет равновесие. Отбивает, передаёт, подбрасывает мяч
разными способами. Интерес к упражнениям и подвижным играм устойчивый.
Средний уровень: Ребёнок технически правильно выполняет большинство упражнений,
проявляет при этом должные усилия, активность и интерес. Ребёнок способен организовать
подвижные игры и упражнения с небольшой подгруппой сверстников или малышей.
Интерес к упражнениям и играм устойчивый.
Низкий уровень: Ребёнок допускает ошибки в основных элементах сложных упражнениях.
Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке. Допускает
нарушение правил в подвижных и спортивных играх. Снижен интерес к физическим
упражнениям.
Мелкая моторика
Высокий уровень: Изображает отдельные предметы, правильно пользуется карандашами,
фломастерами, кистью и красками. расположение изображений по всему листу,
соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов. Движения переданы
чётко, передан реальный цвет предметов, цветовое решение соответствует замыслу и
характеристики изображаемого; характер линии слитный; нажим средний; раскрашивание
мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура; выполняет задание
самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами.
Лепит различные предметы, состоящие из1-3 частей используя разнообразные приёмы

лепки. Создаёт изображения предметов из готовых форм. Украшает заготовки из бумаги
разной формы. Форма передана верно, части расположены верно. Пропорции соблюдаются.
Средний уровень: Рисует, лепит, выполняет аппликацию, конструирует более охотно при
поддержке взрослого, но эстетически не оценивает результат своей деятельности. Различает
оттенки цвета, формы, пропорциональные отношения при выраженных отличиях. В
передачи формы, строения и пропорции есть некоторые искажения. Расположение
изображений по полосе листа, в изображении разных предметов; есть незначительные
искажения. Линия прерывистая; нажим сильный, энергичный. Раскрашивание крупными
размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура. Оценка работ
ребёнком неадекватная (завышенная, заниженная). Требуется незначительная помощь, с
вопросами к взрослому обращается редко.
Низкий уровень: в процессе восприятия произведений искусства не обращает внимание на
средства выразительности (цвет, композицию). Искажения значительные форма не удалась.
Части предмета расположены не верно; пропорции предмете не верны. Расположение
композиции не продумано, носит случайный характер, в изображении разных предметов;
есть незначительные искажения. Цвет предметов передан неверно, безразличие к цвету,
изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами). Линия дрожащая
(жесткая, грубая). Нажим слабый иногда еле видный. Раскрашивание крупными
размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура. Безразличен к
оценке взрослого (деятельность не изменяется) Необходима поддержка и стимуляция
деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

3. Список литературы
Аксенова М. "Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи."
//Дошкольное воспитание. 1990 - № 8.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ
Сфера,2006
Каралашвили Е.А. «Физкультурная минутка» Творческий центр Сфера Москва 2015
Максимова Е.А. Готовим пальчики к письму. – М.: Обруч, 2018
Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2016;
Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты
занятий по развитию графических навыков у детей 5-6 лет. С речевыми нарушениями. /
- М, -.: Издательство ГНОМ,2018. - 120с
Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь по развитию графических
навыков у детей 5-6 лет. С речевыми нарушениями. /- М, -.: Издательство ГНОМ,2018
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. Издательство
«Мозаика-синтез» Москва, 2003.
Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2010;
Толбанова А." Пальцы помогают говорить" //Дошкольное воспитание. 1988-№9; 1989№10.
Утехина К.
«Развитие графических навыков у дошкольников» //Дошкольное
воспитание №5 1998
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.
Монография. – М., 2000.
Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва, 2018.

Нормативно-правовые документы:
 Концепция развития дополнительного
правительства
 РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.
 Методические
рекомендации
по
общеобразовательных

образования

детей

проектированию

(Распоряжение
дополнительных

 общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства
 образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242.
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция
Минпросвещения
 России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические
 требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
 молодёжи»;
 «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
 для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
 образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
 Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».