Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально гуманитарной направленности КЕМ СТАТЬ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад»
623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Берёзовая,8.
Тел.: (834394)9-24-58, e –mail: madou52@mail.ru
СОГЛАСОВАНА:
педагогическим советом
МАДОУ ЦРР – детский сад
Протокол №1 от 30.08. 2023г.

УТВЕРЖДЕНА:
Заведующим МАДОУ ЦРР – детский сад
_____________________Т.М. Медведева
Приказ № 83/2 от 30.08. 2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности «Кем стать»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации - 2 года

Составитель: Абросимова Надежда Петровна,
воспитатель ВКК

Красноуфимск

РАЗДЕЛ№1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Направленность Программы: социально-гуманитарная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Кем стать» (далее - Программа)
Актуальность.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о
профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором
профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе
родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы,
узнать, что именно выполняют они на работе. Профессиональное самоопределение
взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах.
Развитие системы профессиональной ориентации в регионах обозначена в качестве
приоритетного направления Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 1 сентября
2017 г. в рамках
Всероссийского открытого урока профессиональной навигации
«ПроеКТОриЯ». Главная лекция дня с Президентом РФ В.В.Путиным определила
приоритеты современной образовательной политики: «Чем раньше сделан выбор профессии
– тем больше времени для совершенствования».
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы
трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте .А.С. Макаренко отмечал, что
правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был
основой жизни .А.А.Апшерони говорил: «Как хорошо когда у человека есть возможность
выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями».













Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ;
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства
РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242;
Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция
Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»;
«Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
Уставом МАДОУ ЦРР – детский сад;
Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программа и
порядке их утверждения в МАДОУ ЦРР – детский сад.
2

Программа разработана
в соответствии с потребностями населения ГО
Красноуфимск.
Цель:совершенствование и обобщение представлений о
профессиях, значимости и
результатах трудовой деятельности
Задачи:
Образовательные:
 формирование у воспитанников представлений о профессиях в различных отраслях. о
необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
 формирование у воспитанников о значение и результатах трудовой деятельности;
 формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание
взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
Развивающие:
 развивать познавательную активность, интерес к профессиям взрослых;
 развивать память, внимание, воображение, любознательность и сообразительность;
 расширять кругозор воспитанников;
Воспитательные:
 воспитывать у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей
разных профессий;
 воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;
 воспитывать
чувство ответственности и самостоятельности, соблюдение личной
безопасности.
Адресат:Программа рассчитана для воспитанников 5-7 лет.
Возрастные особенности.В старшем дошкольном возрасте (5-6 и 6-7 лет) активно
развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии
сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды
детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным
освоение детьми разных видов ручного труда. Дети шестого года жизни уже могут
распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое
взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно
взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в
различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более
привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором
выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром
оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания
выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся
разнообразными.
Срок освоения программы: 2 года обучения.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут.
Форма обучения: очная.
Объём программы: 72 часа.
Виды занятий: Теоретическая и практическая подготовка. Теоретические знания дети
получают через использование таких форм, как просмотр презентации, видеофильмов
«Мир профессии». «Важность профессии». «Результаты трудовой деятельности», «Кто
что делает», «Археологические раскопки», «О труде режиссёра и актера». Чтение сказок,
рассказов, стихов, беседы, рассматривание рисунков, рассказ, объяснение. Практическая
подготовка проходит в форме дидактических игр, игр-ситуации, игр- моделирования,
сюжетно-ролевых игр,
игровые ситуации,
разбор ситуации,
продуктивной
деятельности.
Уровневость Программы: традиционная.

3

1.2. Содержание Программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
№

1

2
3

4
5
6

7

Тема

Общее
В том числе:
количество Теория Пра
учебных
кти
часов
ка
Вводное
занятие. 1
1
Понятие «Профессия,
разнообразие
профессий, важность».
Профессии
наших 2
1
1
родителей
2
5
Профессии «Человек- 7
человек»

Формы аттестации/
контроля
Лист фиксации

Детско-родительский проект

Выставка
«Рисуем орудия труда»Анализ
продуктов
изодеятельности
Решение игровых ситуаций.

Профессии «Человек- 16
техника»
Профессии «Человек- 6
знак»
3
Железнодорожные
профессии

4

12

1

5

Моделирование игровых трудовых
действия и анализ ситуации.

1

2

Рассказы детей о профессиях

КВН «Что я узнал о 1
профессиях»

1

ИТОГО

36

КВН с фиксацией
контроля
11

в карте

25

2 год обучения
№

1

2

3
4

5

6

Тема

Общее
В том числе:
количество Теория Практ
учебных
ика
часов
Вводное занятие. Все 1
1
профессии важны, все
профессии нужны
4
10
Профессии «Человек- 14
человек»
Профессии «Человек- 6
техника»
Профессии «Человек- 10
знак»

1

5

2

8

Профессии «Человек- 4
природа» (ветеринар,
флорист)
КВН «Что я узнал о 1
профессиях
ИТОГО:

1

3

10

Выставка «Рисуем орудия
труда»- Анализ продуктов
изодеятельности
Проектная деятельность
Моделирование игровых
трудовых
действия
и
анализ ситуации.
Рассказы
детей
о
профессиях. Участие в
конкурсах
КВН, с фиксацией в карте
контроля

1
36

Формы аттестации/
контроля

26
4

1.3. Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Тема № 1.Вводное занятие. Понятие «Профессия, разнообразие профессий, важность». - 1
занятие.
Теория: - 1 занятие.Вводное занятие. Чтение «Все профессии важны». Презентация
«Профессия, разнообразие профессий, важность». Рассказ воспитателя о профессиях.
Диагностика уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего
дошкольного возраста. Правила техники безопасности на занятиях. Правила поведения
воспитанников.
Тема № 2.Профессии наших родителей - 2 занятия
Теория: - 1 занятие. Рассматривание альбома с фотографиями о профессиях
родителей, беседа. Рассказы детей о труде взрослых.
Практика: 1 занятие. Дидактическая игра «Назови по описанию»,» Кому. Что
нужно». Подвижные игры «Где мы были мы не скажем». Дополнение альбома фотографиями
о труде родителей. Детско-родительский проект.
Тема № 3Профессии «Человек-человек»- 7занятий.
Теория: - 2 занятия. Рассказ воспитателя о профессиях. беседа по иллюстрациям,
просмотр сюжета о труде воспитателя. Рассматривание альбома о профессиональной
деятельности,
Практика: 5занятий. Сюжетно ролевые игры «Больница», «Детский сад»,
«Парикмахерская». Экскурсия в парикмахерскую, в поликлинику. Наблюдение за трудом
воспитателя, медицинской сестры. Моделирование игровых ситуаций для разных профессий.
Дидактические игры «Кто , что делает», «Кто , кому помогает», изобразительная
деятельность для выставки. «Рисуем орудия труда»- Анализ продуктов изодеятельности
Тема № 4.Профессии «Человек-техника»- 16 занятий.
Теория: - 4 занятия. Рассказы родителей о профессиях, беседа по иллюстрациям,
просмотр сюжета о труде повара, кондитера. Чтение о профессии «Строитель»
Рассматривание альбома о профессиональной деятельности, Видео-презентация о труде
пожарного, спасателя.
Практика:- 12 занятий. Сюжетно ролевые игры «Кухня», «Шофер», «Стройка».
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Спасатель», «Шофер». Виртуальная
экскурсия в архитектурное бюро. Изготовление альбома о профессиях. Экскурсия в
автомастерскую. Наблюдение за трудом водителя, автослесаря.. Дидактические игры «Кто ,
что делает», «Кто , кому помогает», изобразительная деятельность «Важные профессии»
Решение игровых ситуаций.
Тема № 5.Профессии «Человек-знак» - 6 занятий.
Теория: - 1 занятие. Рассматривание альбома о профессиональной деятельности
библиотекаря, Видео-презентация о труде библиотекаря. Рассказ воспитателя о труде
актера.
Практика: -5 занятий. Сюжетно ролевые игры «Библиотека»», «Почта».
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Почта». Виртуальная экскурсия в
гримерную актера, в репетиционный зал и на концерт. Изготовление альбома о профессиях.
Экскурсия вна почту и в библиотеку.. Наблюдение за трудом воспитателя, медицинской
сестры. Дидактические игры «Кто, что делает», «расскажи по картинке», создание альбома о
профессиях. Моделирование игровых трудовых действия и анализ ситуации..
Тема № 6.Железнодорожные профессии. 3 занятия.
5

Теория: - 1 занятие. Рассказы приглашенных родителей о
профессиях.
Видеопрезентация «Железная дорога. Беседа с детьми «О труде на железной дороге»
Практика: -2 занятия. Сюжетно ролевые игры «Поездка на поезде». Изготовление
атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Железная дорога». Виртуальная экскурсия вагонное,
локомотивное депо. Изготовление фотоальбома о профессиях на железной дороге.
Экскурсия на железнодорожный вокзал. Наблюдение за трудом кассира на вокзале,
Дидактические игры «Мир профессий», «Расскажи по картинке», создание газеты о
профессиях и рассказов детей о профессиях Моделирование игровых трудовых действия и
анализ ситуации..
Тема № 7. КВН «Что я узнал о профессиях»- 1 занятие.
Теория: - 1 занятие. Итоговое занятие. КВН «Что я узнал о профессиях». Диагностика
уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного
возраста.

2-й год обучения
Тема № 1. Вводное занятие. Вводное занятие. «Все профессии важны, все профессии нужны»1 занятие.
Теория: - 1 занятие. Вводное занятие. «Все профессии важны, все профессии нужны»
Рассказ воспитателя о профессиях. Диагностика уровня сформированности представлений о
труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Презентация
«Профессия,
разнообразие профессий, важность». Правила техники безопасности на занятиях. Правила
поведения воспитанников.
Тема № 2Профессии «Человек-человек»- 14 занятий.
Теория: - 4 занятия. Рассказ воспитателя о профессиях. беседа по иллюстрациям,
просмотр сюжета о труде воспитателя. Рассматривание альбома о профессиональной
деятельности,
Практика: 10 занятий. Сюжетно ролевые игры «Школа», «Аптека», «Магазин».
Экскурсия в салон красоты на почту, в магазин. Наблюдение за трудом фармацевта,
полицейского. Моделирование игровых ситуаций для разных профессий. Дидактические
игры «Транспорт профессии», «Расскажи по картине о профессии», изобразительная
деятельность для выставки. «Рисуем орудия труда»- Анализ продуктов изодеятельности
Тема № 3.Профессии «Человек-техника»- 6 занятий.
Теория: - 1 занятия. Беседа с воспитателем
о профессиях по иллюстрациям,
просмотр сюжета о труде пилота, космонавта. Чтение о профессии «Археолог»
Рассматривание альбома о профессиональной деятельности, Видео-презентация о труде
каменщика.штукатура.
Практика:- 5 занятий. Сюжетно ролевые игры «Кондитерская»,
«Стройка».
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Космонавт», «Кондитерская».
Виртуальная экскурсия на археологические раскопки. Изготовление альбома о профессиях.
Экскурсия в на стройку. Наблюдение за трудом каменщика, штукатура.. Дидактические
игры «Кто , что делает», «Составь рассказ», изобразительная деятельность «Важные
профессии» Решение игровых ситуаций.
Тема № 5.Профессии «Человек-знак»- 10 занятий.
Теория: - 2 занятия. Рассматривание альбома о профессиональной деятельности
художника. Видео-презентация о труде режиссёра. Рассказ воспитателя о труде
фоторепортера.
Практика: - 8 занятий. Сюжетно ролевые игры «Фотомастерская». Изготовление
атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Виртуальная экскурсия банк. Изготовление альбома о
6

профессиях. Экскурсия в фотосалон.. Наблюдение за трудом фотографа. Дидактические
игры «Кому. Что нужно для труда», «Расскажи о профессии», создание альбома о
профессиях. Моделирование игровых трудовых действия и анализ ситуации..
Тема № 6.Профессии«Человек-природа»- 4занятия.
Теория: - 1 занятие. Рассказы приглашенных родителей о
профессиях.
Видеопрезентация «Ветеринар». Беседа по альбому о труде флориста.
Практика: -3 занятия. Сюжетно ролевые игры «Ветеринар», «Сад». Изготовление
атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Ветеринар». Виртуальная экскурсия
дендрарий.
Изготовление фотоальбома о профессии «Ветеринар». Экскурсия на цветочные клумбы,
посильная помощь по уходу за цветами. Наблюдение за трудом взрослых на цветнике,
Дидактические игры «Что вначале, что потом», «Расскажи по картинке», создание газеты о
профессиях и рассказов детей о профессиях Моделирование игровых трудовых действия и
анализ ситуации..
Тема № 7.КВН «Что я узнал о профессиях»- 1 занятие.
Теория: - 1 занятие. Итоговое занятие. КВН «Что я узнал о профессиях». Диагностика
уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного
возраста.

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
 имеет представление о различных видах профессий;
 называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
 объясняет роль труда в благополучии человека;
 участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
 имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения
на работе.
 ребенок имеет представление, что такое труд;
 знает, какие результаты приносит труд;
 знает назначения предметов труда;
 может самостоятельно рассказать о хорошо знакомых трудовых процессах;
 может назвать компоненты труда и установить связь между ними (по вопросам
взрослого);
 знаком с трудом людей творческих профессий.
 знает, где и кем работают родители и в чем ценность их труда;
 использует предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр.
 эмоционально положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
Метапредметные результаты:
 имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения;
 соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии;
 имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание
взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
 понимает полезность результатов труда;
 проявляет благодарное чувство к взрослым за работу.
Личностные результаты:
 понимает цену труда, имеет представление о семейном бюджете и назначении
денег.

7

РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
(материально-технические, кадровые, методические)
Материально-техническое обеспечение:
№
Наименование
Кол-во
1
Ватман А-3
10
2
Карандаши цветные
22
3
Карандаши восковые
22
4
Фломастеры
22
5
Краски
22
6
Клей - карандаш
22
7
Ножницы
22
8
Бумага для
22
рисования
9
Кисти №3
22
10
Кисти №5
1
11
Д/и «Кому что
1
нужно?»
12
Д/и «Полезные
1
привычки»
13
Д/и «Здоровые
1
зубы»
14
Д/и «Профессии»
1
15
Д/и «Кому что
1

16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26

пригодится»
Д/и «Разрезные
картинки»
Д/и «Кто что делает»
Д/и «Подбери
глагол»
Д/и «Назови
правильно»
Д/и « Исправь
ошибку»
Д/И«Зачем (для чего,
почему) нужно это
делать?»
Д/и «От слова к
слову»
Д/и «Собери букет»»
Д/и «Приготовим
обед»
Магнитофон
Диски с детскими
песнями

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
2

Информационное обеспечение: Видеоматериалы, презентации в цифровом формате «Мир
профессии». «Важность профессии». «Результаты трудовой деятельности», «Кто что
делает», «Археологические раскопки», «О труде режиссёра и актера».
Кадровое обеспечение:
Требования к квалификации педагога: среднее педагогическое образование, высшее
педагогическое образование, курсы повышения квалификации по данному направлению
Методические материалы:
 Картотеки игр по темам:
Профессии «Человек-человек», «Человек-техника» ,
«Человек-знак» , «Человек-природа» , «Железнодорожные профессии».
 Альбомы по темам: : Профессии «Человек-человек», «Человек-техника» , «Человекзнак» , «Человек-природа» , «Железнодорожные профессии».
 Иллюстративные материалы по темам: : Профессии «Человек-человек», «Человектехника» , «Человек-знак» , «Человек-природа» , «Железнодорожные профессии».
 Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Школа», «Детский сад»,
«Кухня»,
«Кондитерская», «Почта», «Шофер», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская»,
«Магазин
Принципы формирования группы: Число воспитанников, одновременно находящихся в
учебной группе – 22- 24 человек. Программа не предполагает конкурсного отбора,
рассчитана на сопровождение всех категорий обучающихся.
Перечень
форм обучения: Формы организации: групповая, подгрупповая,
индивидуальная.
Построение Программы базируются на следующих принципах:
8

 принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного
процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его
индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному
участнику воспитательного процесса);
 принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и
психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие
творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных,
климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на
организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;
 принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурноисторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик,
непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
 принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования,
форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности
каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
 принцип индивидуализацииопирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и
осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок,
наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему
хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником»
(то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно
сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то
создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания,
самовыражения, самостоятельной деятельности;
- принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо
деятельности, предоставлять
или не предоставлять результаты своего труда,
предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не
воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы);
 принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы,
полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций,
способствующих или помешавших получить желаемый результат);
 принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия,
наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры);
 принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как
субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка
формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким
образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата,
саморегуляции поведения;
 принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и
воспитательной практики в
соответствие с социальным заказом и финансовыми
возможностями региона.

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 5 сентября.
Промежуточный контроль осуществляется в период с 27 по 31 декабря.
Итоговый контроль осуществляется с 25 по 31 мая.
Для оценивания используются следующие методы: наблюдение, беседа, игра,
игровые ситуации.
Предусматриваются следующие формы подведения итогов реализации Программы:
 Выставка «Рисуем орудия труда»- Анализ продуктов изодеятельности.
 Решение игровых ситуаций.
9






Моделирование игровых трудовых действия и анализ ситуации.
Рассказы детей о профессиях.
Участие в конкурсах
КВН, с фиксацией в карте контроля
Основная задача мониторинга - определение качества реализации Программы и
влияние дополнительной образовательной программы на динамику развития ребенка.
Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные особенности развития ребёнка,
при необходимости разработать индивидуальный маршрут образовательной деятельности
для максимального раскрытия потенциала каждого воспитанника.
Критерии оценки (возраст 5-6 лет)
Высокий уровень: Ребенок знает профессии людей, называет профессионально важные
качества представителей разных профессий. Ребенок может самостоятельно рассказать о
хорошо знакомых трудовых процессах, правильно называет предметы и орудия труда,
необходимые для работы. Может рассказать о творческих профессиях. Не допускает ошибок,
уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.
Средний уровень: Ребенок называет профессии людей, объясняет профессионально
важные качества представителей разных профессий. Называет основные трудовые процессы,
предметы, необходимые для работы, но допускает при этом некоторые ошибки. Не всегда
уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.
Низкий уровень: Ребенок испытывает затруднения в названии профессий людей, в
назывании трудовых процессов и орудий труда. Часто ошибается, не может объяснить их
назначение. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы..
Критерии оценки (возраст 6-7 лет)
Высокий уровень: Ребенок знает современные профессии , понимает цену труда,
рассказывает о семейном бюджете и назначении денег; о профессиях, связанных со
спецификой местных условий. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко
демонстрирует их.
Средний уровень: Ребенок называет современные профессии людей, может рассказать
о семейном бюджете и назначении денег; о профессиях, связанных со спецификой местных
условий, но допускает при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах,
испытывает определенные трудности..
Низкий уровень: Ребенок испытывает затруднения в названии профессий людей, не
может рассказать о семейном бюджете и назначении денег; о профессиях, связанных со
спецификой местных условий. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы. (от 0 до
1)








Мониторинг развития воспитанников 5-6 лет(1 год обучения).
Критерии оценки
декабрь
имеет представление о труде взрослых, материальных и
нематериальных результатах труда, его личностной и
общественной значимости;
Имеет представления разнообразных видах техники,
облегчающей выполнение трудовых функций человека;
Имеет первоначальные представления
о труде как
экономической категории;
Имеет представления о различных сторонах трудовой
деятельности детей средствами художественной литературы
Имеет представлениео труде людей в разное время года;
Знаком с трудом людей творческих профессий:
художников, писателей, композиторов, мастеров народного
декоративно-прикладного искусства.

май

10







Мониторинг развития воспитанников 6-7 лет (2 год обучения)
Критерии оценки
декабрь
Имеет представление о различных видах труда взрослых,
связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и
государства (цели и содержание вида труда, некоторые
трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и
государственную значимость, представления о труде как
экономической категории);
Имеет представления о современных профессиях;
Имеет представление о профессиях, связанных со
спецификой местных условий;
Имеет представление о роли механизации в труде, о машинах и
приборах – помощниках человека;
сформировано представление о видах производственного
труда (шитьё, производство продуктов питания,
строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля,
образование), о связи результатов деятельности людей
различных профессий.

май

2.3. Список литературы
1. Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии. Книга 1 Занятия, игры, беседы детьми 5-7 лет
«ТЦ Сфера», 2014- (Библиотека воспитателя);
2. Краснощекова Н.В. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста»
Изд.3-е Ростов н/Д Феникс, 2008.-251 с.-(Школа развития);
3. Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» М: ТЦ Сфера, 2008.-64с.
(Вместе с детьми);
4. Комарова Т.С. «Трудовое воспитание в детском саду» Программа и методические
рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет/ Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю.
Павлова; ред.: Т.С.Комарова, В.Гербова.-2-е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика – Синтез,
2006.;
5. Шорыгина Т.А. «Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и
родителей» М.: Гном, 2013
6. Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления
детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие
–СПб: Детство Пресс, 2012. –207с.
Нормативно-правовые документы:
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства
РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Министерства
образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242.
 Приказ
Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция
Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
11

требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
 «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д).
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».

12


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».