Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности Юные исследователи 5-7 лет

Раздел № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка

«Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
Направленность программы: естественнонаучная.
Актуальность: на сегодняшний день особую популярность и
потребность
приобретает детское
экспериментирование.
Экспериментирование дает ребенку реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами
и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на
эмоциональную сферу дошкольника, на развитие его творческих
способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за
счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе
эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать
обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
Программа разработана в соответствии с:
 Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ;
 Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
 Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы) Министерства образования и науки
России от 18.11.2015 г. 09-3242;
 Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая
редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
 Требованиями
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам для включения в систему
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу
ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г.
№ 136-д);
 Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
2

Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09. 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»;
 Уставом МАДОУ ЦРР – детский сад;
 Положением
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАДОУ
ЦРР – детский сад.
Программа разработана и реализуется в целях удовлетворения
индивидуальных потребностей воспитанников в соответствии с социальным
заказом населения ГО Красноуфимск.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
направлена на развитие у детей познавательных интересов, формирование
стремления к размышлению и поиску, укреплению чувства уверенности в
своих силах. Во время занятий по предложенному курсу происходит
становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает
боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное
беспокойство.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой
природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами.
Воспитанники с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и
водой, предметы и явления неживой природы входят в их
жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это
обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное
ознакомление с явлениями окружающего мира. Занятия по данной программе
помогу ребенку наиболее полно открыть свои интересы и увлечения в
окружающем мире путем «проб и ошибок» в поисковой познавательной
деятельности, создаст условия для динамики развития любознательности и
исследовательских способностей и будет поддерживать пытливое стремление
ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях.
Преемственность образовательных областей способствует формированию
уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке.
Адресат программы: возраст воспитанников5-7лет.
Возрастные особенности и психолого-педагогические характеристики
детей 5-7 лет, которые учитываются при реализации программы:
Основной особенностью старшего дошкольного возраста является
период осознанных открытий и познавательной активности. На его
протяжении постепенно углубляются и расширяются знания и представления
воспитанников, происходит их обобщение. Развиваются представления о
себе самом и разных сферах окружающей действительности, осваивает
способы получения знаний, формируется умение слушать взрослого,
3

отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с
действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с
освоенной воспитанником информацией характеризует содержательную
сторону его умственного развития.
Срок освоения: – 1 год.
Режим занятий: общее количество часов в год – 36; по одному часу
(25 минут), один раз в неделю, число воспитанников одновременно
находящихся в группе от 10 до 15.
Форма обучения: очная.
Виды занятий: беседа, викторина, лабораторные занятия - проведение
опытов, наблюдения, экскурсия, занятие–игра, моделирование, занятие презентация.
Форма реализации Программы: традиционная.
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: формирование
познавательной активности
посредством экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
 расширять познавательную активность в процессе применения
познавательно-исследовательской деятельности;
 развивать практические умения и навыки в ходе экспериментальноисследовательской деятельности;
 учить применять полученные знания в процессе экспериментальноисследовательской деятельности;
 формировать навыки владения экологически целесообразными способами
деятельности;
 совершенствовать способность ставить вопросы и получать на них ответы;
 формировать опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении физических экспериментов.
Развивающие:
 развивать поисково-познавательную деятельность;
 развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,
обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать
выводы;
 развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;
 совершенствовать умение пользоваться приборами-помощниками при
проведении игр-экспериментов.
Воспитательные:
 воспитывать экологическое видение окружающего мира;
 совершенствовать социальные навыки: умение работать в коллективе,
договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту;
 формирование трудолюбия и самостоятельности;
4

 поддерживать инициативу, сообразительность, самостоятельность.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/
п

Тема

1.

Вводное занятие

2.

3.

4.

Общее
количество
учебных
часов
1

В том числе
теория
0.5

прак
тика
0.5

«Мир природы» Вода,
её свойства, значение в 3
жизни
человека,
животных, растений.

0,5

2,5

Научные открытия

4

0,5

3,5

Растения живые 4
организмы
и
их
воздействие
с
окружающей средой

0,5

3,5

«В мире физических 4
явлений»
Магнетизм

0,5

3,5

Волшебные
превращения

4

0,5

3,5

Научные открытия

4

0,5

3,5

«В мире астрономии»
Космос

4

0,5

3,5

Формы
аттестации/контроля
Опрос.
Вводный
инструктаж.
Диалог по содержанию
занятия,
составление
схем,
составление рассказа,
выставка,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Выставка
продуктов
детского
творчества,изготовлени
е
схем-карточек,
выставка работ,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
оформление
результата
работы,решение
проблемной ситуации,
педагогическое
наблюдение
Рисование
карточексхем,
беседа,оформление
результата
работы,
педагогическое
наблюдение
Решение проблемных
ситуаций,
выставка
изделия,
педагогическое
наблюдение
Оформление результата
опыта,
оформление
картотеки опытов,
педагогическое
наблюдение
5

5.

Неизведанная
вселенная

4

0,5

3,5

Солнечная система

3

0,5

2,5

Творческое
задание 1
«Калейдоскоп опытов»
Итого:

36

1.3.

1

5

Опрос,
составление
плана
действий,
оформление рисунков,
педагогическое
наблюдение
Оформление
картысхемы,
выставка
рисунков,
педагогическое
наблюдение
Выставка
продуктов
детского творчества,
педагогическое
наблюдение

31

Содержание учебного (тематического) плана

Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с понятием опыта, этапами и правилами проведения
опытов.
Задачи и план работы кружка.Понятие «природа», «физика»,
«микроскоп», «астрономия».Инструктаж по технике безопасности и
пожарной безопасности. Инструктаж по технике безопасности при работе с
лабораторным оборудованием.
Практическая работа: Составление символов для обозначения.
Знакомство детей с карточками –символами.
Знакомство с оборудованием. Беседа «Понятие опыт». Составление
карты- схемы проведения опыта(эксперимента).
Устройство микроскопа и правила работы с ним.
Тема 2. «Мир природы».Знакомство со свойствами воды: жидкая,
может течь, бывает холодной, тёплой, прозрачная, может окрашиваться в
любой цвет; значение воды; различные природные явления – снег, дождь,
иней, туман. Значение в жизни человека, животных, растений.
Очистить воду дать элементарные представления о процессе
фильтрации.
Практическая работа: Просмотр обучающего видео «Зачем нужен
воздух». Игры с ветряками.Работа со схемами-памятками. Наблюдение во
время прогулок. Беседа «Нужен ли корням воздух?».Просмотр мультфильма
«Профессор Почемучкин». «Дидактические сказки о безопасности».
Дидактическая игра «Земля, воздух, вода».
Поделка из бросового материала «Круговорот воды в природе» Загадывание
загадок.Опыт «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру
6

воздуха». «Волшебные стёклышки» - работа с микроскопом. «Любознайка» как растут растения в ускоренной сьемке. Опыт «Испарение растений».
Опыт «Дождик», «Размер капли»,Опыт«Разноцветный сельдерей». Опыт
«Воздух всегда в движении».
Выставка
рисунков
«Путешествие
капельки».Оформление
фотовыставки опытов.
Тема 3. «В мире физических явлений»
Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и
отталкивание.
Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через
различные материалы - обследовать предмет и экспериментировать с
предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
Практическая работа: Использовать свойства магнита в ближайшем
окружении.Игры на магнитной доске.Опыт- эксперимент«Как увидеть
молнию?». Чтение энциклопедий. Дидактическое упражнение «Волшебная
расческа». Выращивание кристаллов. Театрализованная игра «Помогите
Золушке». Компас – прибор для определения сторон света. Просмотр:
обучающих презентаций. Решение проблемной ситуации.Опыт «Парящий
самолет», «Шар – ракета», «ИспытаниеМагнита». Опыт «Магнитпроводник».Выставка рисунков. Выставка кристаллов.
Тема 4. «В мире астрономии»
Общее представление о космосе, науке астрономии, вселенной,
простейшем астрономическом явлении; Самостоятельный поиск знаний
через экспериментальное моделирование. Установить влияние Солнца на
смену дня и ночи, времен года;
Практическая работа:
«В гостях у гнома Астронома» - презентация. Рассматривание
звездного неба. Беседа. Чтение энциклопедий. Опыт «далеко – близко,
«Голубое небо». Оформление карты-схемы, рассматривание глобуса.
Сюжетно – ролевая игра «Звездочёты». Беседы о научных явлениях.
Опыты «Разноцветные огоньки»,«Космос в банке», «Полярное сияние».
Космические загадки. Решение проблемных ситуаций. Малоподвижная игра
«День-ночь». Просмотр мультфильма «Профессор Почемучкин». Опыт
«Сигнал со путника». Солнечная лаборатория. Выставка рисунков.
Оформление схем алгоритма проведения опытов. Поделки, рисунки «Моя
вселенная»
Тема 5. Итоговое занятие
Правила безопасного поведения в летний период.
Практическая работа: подведение итогов. Экспериментирование,
работа со схемами-памяткам.Итоговые занятия: «Роль человека в природе».
«Роль человека в науке», участие в выставках, экологических конкурсах.
Фотоотчет.
1.4 Планируемые результаты
7

Предметные результаты:
─ умеют сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинноследственные зависимости и делать выводы;
─ могут самостоятельно обследовать предмет и экспериментировать с ним,
выделяя выраженные качества и свойства, развиты навыки лабораторных
опытов;
─ проявляют инициативу и самостоятельность при проведении
исследовательской деятельности;
─ используют, составляют, простые схематические изображения для
решения несложных задач;
─ знакомы с явлениями природы;
─ умеютустанавливать
причинно-следственные
зависимости
и
делать выводы;
─ развиты умения пользоваться приборами - помощниками и
оборудованием.
Метапредметные:
Регулятивные:

умеют работать по предложенным инструкциям;

определяют и формулируют цель деятельности на занятии с помощью
педагога.
- сформированыумения сверять результат деятельности с целью и
корректировать свою деятельность;
Познавательные:

сформированы представления об окружающем мире посредством
знакомства с элементарными знаниями из различных областей наук.

перерабатывают полученную информацию: делают выводы о результате
совместной работы всей группы;

ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже
известного.

развитыспособы
проведения
исследований
естественнонаучной
направленности;
Коммуникативные:

умеют работать в паре и в коллективе; умеют рассказывать о ходе
эксперимента;
 умеют договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживают неудачам и радуются успехам других, адекватно проявляют
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать
конфликты.
Личностные:
 обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, в том числе поисково-иследовательской;
 инициативны, любознательны, при выполнении разнообразных заданий
проблемного характера активно ищут решение.
8

 сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении физических экспериментов.
Раздел №2.Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№
п/п
1
2

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней

Учебный год 2023-2024

3
4
5
6
7
8

Количество часов (в неделю)
Количество часов (в год)
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни

9

Окончание учебного года

1
36
17
21
1 сентября 2023 г.
День народного единства – 04.11.2023г.
Новогодние и рождественские
каникулы 30.12.2023 - 08.01.2024г.
День защитника Отечества 23.02.2024г. -25.02.2024г.
Международный женский день 08.03.2024г. -10.03.2024
Праздник Весны и Труда - 28.04.2024г. 01.05.2024г
День Победы – 09.05.2024г. 12.05.2024г.
31 мая 2024 г.

38
183

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: в процессе реализации работы
в рамках данной программы используется групповое помещение,в
предметно-пространственной среде группы создана мини-лаборатория
оснащенная необходимым оборудованием и материалами.
Информационное обеспечение программы: для проведения занятий
используются: мульти-медиа проектор ViewSonic; компьютер с учебным
программным
обеспечением;
интерактивная
доска.
Электронные
образовательные ресурсы: (мультимедиа презентации по темам,
интерактивные игры, видео),а также электронные информационные ресурсы,
9

используемые при реализации программы с применением дистанционных
образовательных технологий.
Кадровое обеспечение: среднее профессиональное педагогическое или
высшее профессиональное педагогическое образование, первая или высшая
квалификационная категория, курсы повышения квалификации по данному
направлению.
Методические пособия, используемые для реализации программы: С.Р.
Галимов
«Познавательно-исследовательская
деятельность
детей
дошкольного возраста», Мозаика-Синтез:М., 2012г.; Дыбина О.В., Рахманова
Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников- М.: изд. Сфера, 2019.
Методические материалы:
В ходе реализации Программы используются педагогические
технологии:
- применение ИКТ технологии способствует улучшению качества
обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся
в информационном пространстве;
- технология экспериментирования хорошо прослеживается на всех
этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения хода
опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении
четко выразить свою мысль;
- игровые технологии направлены на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением;
- здоровьесберегающие технологии способствуют обеспечению
возможности сохранения здоровья, формированию у дошкольника
необходимых
знаний,
умений
и
навыков
здорового
образа
жизнии применения полученных знаний в повседневной жизни.
Программа основывается на следующих принципах:
 принцип личностно-ориентированного подхода;
 принцип доступности (усвоение материала с учетом возрастных и
психологических особенностей воспитанников);
 принцип
наглядности
(эффективность
обучения
зависит
от
целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию учебного
материала);
 принцип развивающего обучения («от простого – к сложному», одна тема
подается с возрастанием степени сложности).
Методы, используемые для реализации работы прояснения ситуации,
выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и
природную закономерность;
метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга,
о чем-либо, что он думает по этому поводу?»
Игровые методы:экспериментальные игры позволяют убедиться в
достоверности физических, природных явлений и их закономерностей;
10

Практические методы:действия с магнитами, лупой, измерительными
приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов
позволяют
самостоятельно
овладеть
способами
познавательной
деятельности;
Наглядные методы:схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации
природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных
явлений на дошкольном уровне.
Метод
драматизации:
дошкольник
берет
на
себя
роль
Незнайки,Почемучки, лаборанта или ученого.
Формы занятий:занятия проводятся в различных формах:
фронтальной, групповой, индивидуальной.
Программа состоит из трех направлений:
 «В мире природы»;
 «В мире физических явлений»;
 «В мире астрономии».
Методические материалы:
- картотека с заданиями для организации и проведения исследовательской
деятельности.
Материально – техническое обеспечение
1

Разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, разного объема и формы

2
3
4
5
6

Пластмассовые трубочки
Пипетки,воронки,резиновые груши
Пластиковые тарелки, пластиковые стаканы, мерные ложки, мерные стаканчики
Красители: пищевые и непищевые
Утилизированный материал: проволока, кусочки меха и кожи, ткани, дерева, пробки
и т.д.
Воздушные шары, соль, сахар
Увеличительное стекло (лупа), весы, песочные часы
Компас, магниты
Микроскоп
Фонарь, зеркало
Детские халаты,фартуки, салфетки, полотенца
Карточки - схемы проведения экспериментов
Условные обозначения: разрешающие и запрещающие знаки.
Энциклопедия «Большая книга экспериментов для школьников»
Энциклопедия «Занимательные опыты и эксперименты»
Батарейки, электрическая лампочка, кусочек меха, расческа
Глобус

7
8
9
10
11
12
13

14
15

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 5
сентября. Промежуточный контроль осуществляется в период с 27 по
31 декабря. Итоговый контроль осуществляется с 25 по 31 мая.
11

Для оценивания используются следующие методы: наблюдение,
беседа, игра, игровые ситуации.
 Лист фиксации (диагностика уровня ).
 Игровая программа с заданиями (срез знаний).
 Оформление книги опытов.
 Выставка рисунков.
Основная задача мониторинга - определение качества реализации
программы и влияние дополнительной образовательной программы на
динамику развития ребенка. Проведение мониторинга позволяет выявить
индивидуальные особенности развития ребёнка, при необходимости
разработать индивидуальный маршрут образовательной деятельности для
максимального раскрытия потенциала каждого воспитанника.
Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела
программы с целью выявления качества усвоенных знаний в рамках
программы обучения.

Критерии
Практическая
готовность к
осуществлению
исследовательской
деятельности проявляется в
том,
что
ребенок
самостоятельно
выбирает
значимую для него тему
исследования, намечает шаги
работы по данной теме,
применяет разные методы
исследования
(работа
с
литературными источниками,
наблюдение и т.д.), оформляет
и представляет результат
(продукт) своей работы.

Показатели
0-низкий уровень проявления интереса к ведению
исследовательской работы, отсутствие знаний об
исследовательской
деятельности,
умений
исследовательской деятельности. Возможна реализация
исследовательских действий по аналогии. Обучающийся
редко проявляет инициативу и оригинальный подход в
учебном
исследовании,
не
высказывает
идей,
предложений, предположений по работе.
1- характеризуется появлением внешних мотивов к
ведению исследования, возможностью с помощью
воспитателя находить проблему и предлагать различные
варианты её решения. На начальном этапе дети
способны выполнять элементарные кратковременные
исследования по аналогии с помощью взрослых.
Наблюдается владение основами знаний по организации
своей исследовательской работы, некоторыми простыми
исследовательскими
умениями.
Проявление
креативности можно расценивать как невысокое.
2- проявляется постоянный интерес к ведению
различного
рода
исследований,
возможность
самостоятельно и творчески подходить к выбору темы
исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно
находить способы решения поставленных задач;
высокая доля самостоятельности в реализации работы на
всех этапах исследования; умение оригинально
представить результат деятельности.
Мотивированность исследова 0- низкий уровень проявления интереса к ведению
тельской
деятельности исследовательской работы, отсутствие знаний об
рассматривается,
как исследовательской
деятельности,
умений
стремление ребенка узнавать исследовательской деятельности. Возможна реализация
12

новое,
совершать
определенные действия для
поиска интересующих знаний,
участвовать
в
учебном
исследовании. Обучающийся
проявляет
познавательную
активность
в
процессе
решения учебных проблем,
интерес к новым темам и
способам работы. Критерий
просматривается в динамике у
детей мотивов, связанных с
ведением исследовательской
деятельности:
от
узких
социальных
мотивов
(добиться
похвалы)
к
широким
познавательным
(желание найти новое знание,
научиться
способам
нахождения информации).
Степень
проявления самостоятельност
и. Особенностью младшего
школьного возраста является
то,
что
в
учебнопознавательной деятельности
руководящая
роль
принадлежит педагогу или
другим
взрослым.
Как
правило, предмет детского
исследования
лежит
в
пределах зоны ближайшего
развития ребенка, и ему
сложно
справиться
с
исследованием
без
посторонней помощи. Однако
по мере овладения умениями
исследовательской
деятельности
участие
взрослых в
его
работе
сокращается,
а
позиция
педагога
меняется
от
руководителя к организатору,
помощнику, консультанту.

Уровень
Высокий
Средний

исследовательских действий по аналогии. Обучающийся
редко проявляет инициативу и оригинальный подход в
учебном
исследовании,
не
высказывает
идей,
предложений, предположений по работе.
1- характеризуется появлением внешних мотивов к
ведению исследования, возможностью с помощью
воспитателя находить проблему и предлагать различные
варианты её решения. На начальном этапе дети
способны выполнять элементарные кратковременные
исследования по аналогии с помощью взрослых.
Наблюдается владение основами знаний по организации
своей исследовательской работы, некоторыми простыми
исследовательскими
умениями.
Проявление
креативности можно расценивать как невысокое.
2- проявляется постоянный интерес к ведению
различного
рода
исследований,
возможность
самостоятельно и творчески подходить к выбору темы
исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно
находить способы решения поставленных задач;
высокая доля самостоятельности в реализации работы на
всех этапах исследования; умение оригинально
представить результат деятельности
0- низкий уровень проявления интереса к ведению
исследовательской работы, отсутствие знаний об
исследовательской
деятельности,
умений
исследовательской деятельности. Возможна реализация
исследовательских действий по аналогии. Обучающийся
редко проявляет инициативу и оригинальный подход в
учебном
исследовании,
не
высказывает
идей,
предложений, предположений по работе.
1- характеризуется появлением внешних мотивов к
ведению исследования, возможностью с помощью
воспитателя находить проблему и предлагать различные
варианты её решения. На начальном этапе дети
способны выполнять элементарные кратковременные
исследования по аналогии с помощью взрослых.
Наблюдается владение основами знаний по организации
своей исследовательской работы, некоторыми простыми
исследовательскими
умениями.
Проявление
креативности можно расценивать как невысокое.
2- проявляется постоянный интерес к ведению
различного
рода
исследований,
возможность
самостоятельно и творчески подходить к выбору темы
исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно
находить способы решения поставленных задач;
высокая доля самостоятельности в реализации работы на
всех этапах исследования; умение оригинально
представить результат деятельности
Количество баллов
5-6
4-5
13

Низкий

0-3

2.3. Список литературы
1. Веракса Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно –исследовательская
деятельность дошкольников, изд. «Мозаика Синтез», М.: 2012.
2. Дженис Ван Клив, 200 экспериментов. -М.: изд. «АСТ-ПРЕСС»,1995.
3. Деркунская
В.А.,
Ошкина
А.А.,
Игры- эксперименты
с
дошкольниками,-М,: Центр педагогического образования, 2013.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников- М.: изд.
Сфера, 2019.
5. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
6. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое
предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
7. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших
дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство –
Пресс», С-П,:2013.
8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
(экспериментирование), изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2011.
9. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой,
Москва: Педагогическое общество России, 2005.
10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность
детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство –
Пресс», С-П,: 2011.
Интернет-ресурс
1. http://luntiki.ru/blog/umnica/912.html
2. http://www.maam.ru/detskijsad/kvn-my-yeksperimentatory-dlja-deteipodgotovitelnoi-grupy.html
3. http://www.youtube.com/watch?v=4sAx6-WXSc8
4. http://www.youtube.com/watch?t=24&v=sobQjdW0Jbw
Нормативно-правовые документы:
1.Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение правительстваРФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.;
2.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательныхобщеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерстваобразования и науки России от 18.11.2015 г. 093242;
3Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая
редакция МинпросвещенияРоссии от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении
Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
14

4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09. 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологическиетребования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей имолодёжи»;
5.«Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программамдля
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительногообразования детей
Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СОСвердловской
области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д.

15


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».