Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности КЛАДОВАЯ СКАЗОК 5-7 лет

Раздел № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Направленность: социально-гуманитарная.
Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Кладовая сказок» (далее Программа) разработана в
соответствии с:
 Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
 Концепцией
развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
 Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242;
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам»
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерацииот 30.09.2020 г. №533
«О внесении измененийв Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
 Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу
ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
 Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
 Уставом МАДОУ ЦРР – детский сад;
 Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах
и порядке их утверждения в МАДОУ ЦРР – детский сад.
Программа разработана и реализуется в целях удовлетворения индивидуальных
потребностей воспитанников в соответствии с социальным заказом населения ГО
Красноуфимск.
В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего
поколения, социальной незрелостью детей, проблема духовно-нравственного воспитания
в настоящее время чрезвычайно актуальна.Общая характеристика сущности понятий
«духовно-нравственное развитие» и «духовно-нравственное воспитание» личности
представлена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания:
– духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе
социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы
личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на
основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим
людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
2

– духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически
организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных
ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями
этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство,
семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные
объединения, мировое сообщество.
За последнее десятилетие активизировался научный поиск путей решения
проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей.
Благодаря результатам научных исследований и педагогического опыта в области
духовно-нравственного воспитания серьезное научное обоснование и методическую
проработку получило использование театрализованной деятельности. Ученые (М.Д.
Маханева, И.Г. Вечканова, Е.В. Мигунова и др.) единодушны во мнении о большом
педагогическом, нравственном потенциале театрализованной деятельности. Обоснованы
ее специфические особенности: одномоментность сопереживания, познавательность,
эмоциональность, коммуникативность; живое воздействие художественного образа на
личность.
Театрализованная деятельность является источником развития гуманных чувств,
моральных переживаний ребенка и содействует приобщению его к духовным ценностям.
Подготовка и организация театрализованной деятельности приобщает детей к миру
искусства, которое воздействует на душу ребенка не только своим духовным
содержанием, но и средствами выражения. Играя в театр, дети через образы, краски, звуки
знакомятся с окружающим миром. Диалоговый характер общения со взрослым побуждает
их активно мыслить, делать выводы и умозаключения. По мнению М.Д. Маханевой,
содержание театрализованной деятельности в детском саду отличается большим
разнообразием и включает организацию с детьми игр-драматизаций, просмотр,
постановку различных видов спектаклей; подготовку и разыгрывание разнообразных
сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения, а
также в целях социально-эмоционального развития детей.
Программа направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников
посредством театрализованной деятельности.
Адресат Программы: возраст воспитанников 5-7 лет.
Возрастные особенности и психолого-педагогические характеристики детей 5-7 лет,
которые учитываются при реализации программы:
Старший дошкольный возраст – важный период в развитии познавательной,
интеллектуальной и личностной сферы ребенка, базовый возраст, когда в ребенке
закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления
«Я» позиции. Этот период является сензитивным для развития всех познавательных
процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех
этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим,
интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.В 5-7 лет интенсивно
развивается память. Ребенок легко заучивает наизусть стихи и может выразительно читать
их на публике. Быстро запоминает познавательную информацию. В этом возрасте
интенсивно расширяется кругозор. Происходит активное развитие диалогической речи,
зарождается
и
формируется
новая
форма
речи
–
монолог.В
этом
возрасте внимание становится все более устойчивым, важным показателем развития
внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по плану. Именно
в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка
в общении с взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении
взрослых,
их
похвале,
на
замечания
взрослых
реагирует
повышенной
обидчивостью.Важный показатель этого возраста является оценочное отношение ребенка
к себе и другим. Дети, могут, критически относится к некоторым своим недостаткам,
3

могут дать личностные характеристики своим сверстникам.Общение со сверстниками
тесно объединено, в игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют
обмен информаций, планирование, разделение и координацию функций.
Эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным, они в
состоянии воспринимать красоту, создавать ее. Слушая чтение книг, сопереживают,
сочувствуют героям, обсуждают их действия.
Сюжетно ролевая игра достигает своего расцвета, в игре присутствует развернутая
ролевая речь, обращение к другим участникам игры, при этом ребенок обращается от
имени игрового персонажа. Действия в игре короткие, одно действие сменяется другим,
образуя динамичный длинный сюжет.В играх дети самостоятельно выбирают тему для
игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретённого при наблюдениях
положительных сторон окружающей жизни, а также знаний, полученных на занятиях, при
чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач.
Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период
жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и
поведения. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности:
формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности
(потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к
коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации
– основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных
ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе».
Срок освоения: – 2 года.
Режим занятий
Образовательная
Старшая группа
Подготовительная группа
деятельность
(дети 5-6 лет)
(дети 6-7 лет)
Продолжительность одного
25 минут
30 минут
академического часа
Общее количество часов в
1 час
1 час
неделю
Занятия проводятся согласно 1 раз в неделю во вторую 1 раз в неделю во вторую
СП 2.4.3648-20 для
половину дня
половину дня
учреждений дошкольного
образования
Число воспитанников одновременно находящихся в группе от 10 до 15.
Форма обучения:очная.
Объем Программы: 72 часа.
Форма реализации Программы:традиционная.
Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают
теоретические и практические занятия, ролевые игры, концерты, спектакли, выставки
творческих работ, изготовление пособий.
Теоретические знания дети получают через использование таких форм, как рассказ,
объяснение, чтение воспитателя, беседу. Чаще всего используются практические методы:
разучивание произведений устного народного творчества, просмотр видеофильмов,
обсуждение, словесные и подвижные игры, подражание, проговаривание,
пантомимические этюды и упражнения.
Формы подведения итогов:спектакль, выставка творческих работ.
1.2.Цель и задачи общеразвивающейпрограммы
Цель: формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного
возраста посредством театрализованной деятельности.
4

Задачи:
Обучающие
 формировать представления о положительных чертах характера (честности,
справедливости, доброте, милосердии);
 формировать умение взаимодействовать с окружающими, согласовывая свои
действия с действиями сверстников;
 познакомить с понятиями «театр», «театральные профессии»;
 знакомить с различными видами театра – стендовый (театр на фланелеграфе,
магнитный, теневой), настольный (бумажный, магнитный, театр игрушек),
напольный (куклы-марионетки), верховой (тростевой, «Би-ба-бо», театр ложек),
наручный (пальчиковый, перчаточный»), театр живой куклы (театр масок, куколвеликанов);
 формировать правильную артикуляцию, интонационную выразительность речи;
 формировать интерес к художественной литературе, книге, сказкам.
Развивающие
 развивать интерес к театральному искусству;
 развивать речь – обогатить словарный запас, ввести в лексику специальную
терминологию, сформировать речевую культуру; навыки творческого
рассказывания; добиться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной
линии в рассказывании; четко и кратко отвечали на конкретно поставленные
вопросы;
 побуждать к импровизации с использованием доступных средств выразительности
(мимика, жесты, движения)
 развивать умение оценивать результаты своей работы и сверстников;
 развивать личностные качества (целеустремленность, воля, инициативность);
 развивать мелкую моторику (рисование, аппликация, лепка);
 развивать творческое воображение и мышление, зрительную память,
эмоциональную сферу.
Воспитательные
 воспитывать негативное отношение к отрицательным чертам характера
(жестокости, хитрости, трусости);
 воспитывать у детей уважение к труду людей;
 формировать навыки коллективной и индивидуальной работы; умение оценивать
результаты своего труда;
 воспитывать
любознательность,
трудолюбие,
целеустремленность,
самостоятельность, коммуникативность, культуру межличностных отношений и
другие ценностные качества личности.

№

1

2

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения (5-6лет)
Всего
В том числе
Формы контроля
Тема
учебных
теория практика
часов
«Что такое театр?»
4
1,5
2,5
Педагогическое
наблюдение
Лист фиксации
Выставка рисунков
«Культура
и
5
1
4
Создание альбома
техника речи»
«Калейдоскоп
5

3
4

«Путешествие
сказкам»
«Путешествие
мир театров»

Итого:

по

5

1

4

в

22

4,5

17,5

36

8

28

настроений»
Викторина «Знаешь ли ты
сказки»
Презентации
сказок,
спектакли
Педагогическая
диагностика
Лист фиксации

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения (5-6 лет)
Тема 1.«Что такое театр?». Планирование работы кружка на год. Выявить знания
детей по теме «Что такое театр». Знакомство с театром, видами театров. Беседа,
рассматривание иллюстраций и видеороликов. 1,5 занятия.
Практическая работа:Проверочный тест «Театр». Знакомство стеатральными
профессиями, с правилами поведения в театре. Просмотр видеоролика.Сюжетно-ролевая
игра «Театр». Рисование разными материалами. 2,5 занятия.
Тема 2.«Культура и техника речи». Знакомство с понятиями «Сила голоса»,
«Речевое дыхание», «Дикция», «Мимика и жесты». 1 занятие.
Практическая работа: Игровые упражнения на развитие силы голоса;
активизацию мышц губ, мимические упражнения. Проговаривание скороговорок,
чистоговорок. Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция,
интонация),4 занятия.
Тема 3. «Путешествие по сказкам». Знакомство с литературным творчеством
народов Урала. 1 занятие.
Практическая работа: Рассказывание сказок, просмотр спектакля, мультфильма,
презентаций, рассматривание книг. Обсуждение содержания сказок, игровое упражнение
«Чему учит сказка». Викторина «Знаешь ли ты сказки». 4 занятия.
Литературный материал: башкирская сказка «Лиса – сирота», удмуртская сказка
«Мышь и воробей», татарская сказка «Три дочери», сказка народов ханты «Береста,
брусника и уголек».
Тема 4.«Путешествие в мир театров». Знакомство с разными видами театров
(варежковый, пальчиковый,театр нафланелеграфе, кукольный театр).Чтение и
рассказывание сказок «Кот, петух и лиса»(«Литературное творчество народов Урала»),
«Снегурушка и лиса»(«Литературное творчество народов Урала»),Ш. Перро «Красная
Шапочка». 4,5 занятия.
Практическая
работа:разучивание
ролей,
подготовка
атрибутов
для
сказок,драматизация сказок, презентации сказок. Педагогическая диагностика (творческое
задание № 1). 17,5 занятия.

№
Тема
1

«Удивительный
мир театра»

Учебный (тематический) план
2 год обучения (6-7лет)
Всего
В том числе
Формы контроля
учебных
теория практика
часов
5
1,5
3,5
Педагогическое
наблюдение
Лист
фиксацииСоставление
фотоальбома
6

2

«Умные сказки»

6

1

5

3

«Играем в театр»

20

5

15

4

«Давайте жить
дружно!»

5

0,5

4,5

Итого:

36

8

28

«Мир театра»
Книга «Сочиняем сказки
сами»
Презентации
сказок,
спектакли
Составление
альбома
«Добрые поступки»
Педагогическая
диагностика
Лист фиксации
Всего по программе: 72 часа

Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения (6-7лет)
Тема 1.«Удивительный мир театра». Планирование работы кружка на год.
Выявить знания детей по теме «Что такое театр». Познакомить с историей театра,
театральным реквизитом, профессиями.Презентация «Как появился театр» 1,5 занятия.
Практическая работа:Проверочный тест «Театр».Придумывание афиши к сказке
«Заюшкина избушка».Изготовление масок для обыгрывания сказок. Игры: «К какой
сказке эта маска?», «Измени голос», «Нарядись и изменись». Составление фотоальбома
«Мир театра». 3,5 занятия.
Тема 2.«Умные сказки». Знакомство с литературным творчеством народов Урала. 1
занятие.
Практическая работа:Рассказывание сказок, просмотр спектакля, мультфильма,
рассматривание книг. Обсуждение содержания сказок, игровое упражнение «Чему учит
сказка». Викторина «Знаешь ли ты сказки».Сочинение сказки, оформление книги
«Сочиняем сказки самио нашей любимой маме».
Литературный материал: башкирская сказка «Два барсука», удмуртская сказка
«Охотник и змея», сказка народов коми «Мышь и сорока». 5 занятий.
Тема 3. «Играем в театр». Знакомство с разными видами театров (настольный
театр, теневой, верховой театр кукол «Би-ба-бо», театр ложек). Чтение и рассказывание
сказок «Два жадных медвежонка» (русская народная сказка), С.В. Михалков «Три
поросенка», Братья Гримм « Волк и семеро козлят». 5 занятий.
Практическая работа: разучивание ролей, подготовка атрибутов для сказок,
драматизация сказок, презентации сказок. 15 занятий.
Тема 4.«Давайте жить дружно!» Рассуждение на тему «Хорошие и плохие
поступки». 0,5 занятия.
Практическая работа: Разыгрывание этюдов – импровизаций на заданный
сюжет.Рассказывание русских народных пословиц и поговорок о дружбе. Составление
рассказов «Мой друг». Составление альбома «Добрые поступки». Педагогическая
диагностика (творческое задание № 2). 4,5 занятия.
1.4. Планируемые результаты
1-й год обучения
Предметные результаты:
 проявляет интерес к театральному искусству, к художественной литературе,
книге, сказкам;
 имеет элементарные представления о театре, видах театров;
7

 активно участвует в театральных постановках, выставках, конкурсах, других
видах деятельности.
Метапредметныерезультаты:
 использует навыки выразительной речи;
 передает образ героя характерными движениями, голосом передает характер
героя.
Личностные результаты:
 совершенствование духовно-нравственных качеств личности: имеет
представление
о
положительных
чертах
характера
(честности,
справедливости, доброте);негативно относится к отрицательным чертам
характера (жестокости, хитрости, трусости).
2-й год обучения
Предметные результаты:
 называет положительных и отрицательных героев в литературном
произведении, рассуждает, делает выводы;
 знает виды театров.
Метапредметные результаты:
 владеет навыками выразительной речи;
 держится уверенно на сцене.
Личностные результаты:
 умеет оценить и объяснить свой поступок и поступки других людей;
 развиты
нравственно-волевые
качества
(настойчивость,
целеустремленность, умение искать пути решения, доводить начатое дело
до конца).

8

РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график на 2022-2024 учебный год
№
п/п

Основные
характеристики
образовательного
процесса

Учебный год
2022-2023

Учебный год
2023-2024

1

Количество учебных
недель
Количество учебных
дней
Количество часов (в
неделю)
Количество часов (в
год)
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни

36

36

183

183

1

1

36

36

16
20
1 сентября 2022 г.
День народного единства –
04.11.2022г.
Новогодние и
рождественские каникулы 02.01 - 06.01.2023 г.
День защитника Отечества
- 23.02.2023 г.
Международный женский
день - 08.03.2023 г.
Праздник Весны и Труда 01.05. 2023 г.
День Победы – 08.05 - 09.
05. 2023 г.
31 мая 2023 г.

16
20
1 сентября 2023 г.
День народного единства –
04.11.2022г.
Новогодние и
рождественские каникулы 01.01 - 05.01.2023 г.
День защитника Отечества
- 23.02.2023 г.
Международный женский
день - 08.03.2023 г.
Праздник Весны и Труда 01.05. 2023 г.
День Победы – 09.05.2023
г.
31 мая 2024 г.

2
3
4
5
6
7
8

9

Окончание учебного
года

2.2. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение:в процессе реализации работы в рамках
данной программы используется музыкальный зал, групповое помещение, в развивающей
предметно-пространственной среде группы создан Центр «Театрализованной
деятельности» с необходимым оборудованием,театрами, наглядными пособиями, играми.
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование
Стул детский
Столы детские
Мольберт
Стеллаж для хранения театров
Ноутбук Lenovo
Мультимедийное оборудование

Количество
15
8
1
1
1
1
9

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

проектор ViewSonic;
DVD – диски
Тематические мультимедийные презентации к
различным разделам программы
Дидактические игры
Картотека игр
Картотека артикуляционных гимнастик
Картотека пальчиковых гимнастик
Картотека проблемных ситуаций
Фото-альбомы
Раскраски
Художественная литература
Иллюстрации к сказкам
Театр на фланелеграфе
Магнитный театр
Театр игрушек
Театр «Би-ба-бо»
Пальчиковый театр
Варежковый театр
Театр масок
Цветной и белый картон, цветная бумага,
гофрированная бумага
Бросовый материал
Пластилин, стеки
Скотч
Карандаши, фломастеры, пастель; краски
(гуашь), кисточки д/к, клей
Линейки, циркуль, салфетка х/б и тканевые;
ножницы
Непроливайка

В ассортименте
В ассортименте
В ассортименте
1
1
1
1
В ассортименте
По количеству детей
В ассортименте
В ассортименте
В ассортименте
1
1
В ассортименте
В ассортименте
В ассортименте
В ассортименте
По количеству детей
В ассортименте
По количеству детей
В ассортименте
По количеству детей
По количеству детей
По количеству детей

Информационное
обеспечение:созданы
условия
для
театрализованной
деятельности воспитанников; для проведения занятий используются: мульти-медиа
проектор ViewSonic; компьютер с учебным программным обеспечением; интерактивная
доска.
Кадровое
обеспечение:требования
к
квалификации
педагога:
высшее
педагогическое образование, курсы повышения квалификации поданному направлению.
№

Название раздела,
темы

п/
п

1

«Что такое
театр?»

Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический материал

Формы, методы, приемы
обучения. Педагогические
технологии

1-й год обучения
Наглядный материал:
Беседа, рассматривание
здание театра, сцена, зал, иллюстраций и
выступление актеров.
видеороликов.
Презентации «В театре», Чтение стихов.
«Театральные
Сюжетно-ролевая игра
профессии»
Рисование разными
Материалы для
материалами.
рисования (бумага
Выставка творческих

Формы
учебного
занятия

фронтальная,
групповая

10

разного размера, краски,
цветные карандаши,
восковые мелки).
Пособия для развития
силы голоса, речевого
дыхания.
Материалы для
изготовления пособий:
ножницы, карандаши,
линейки, картон, фольга,
ленточки.

работ.

2

«Культура и
техника речи»

Пальчиковые игры,
артикуляционная и
дыхательная
гимнастика.
Игровые упражнения.
Проговаривание
скороговорок,
чистоговорок.
Создание альбома.
Творческая мастерская.
Чтение, рассказывание
сказок, просмотр
спектакля,
мультфильма,
презентаций,
рассматривание книг.
Обсуждение
содержания сказок,
игровое упражнение.
Викторина.
Театрализованные
игры,
разучивание ролей,
подготовка атрибутов
для
сказок,драматизация
сказок, спектакли.

3

«Путешествие
по сказкам»

Хрестоматия для детей
старшего дошкольного
возраста «Литературное
творчество народов
Урала».
Спектакли, презентации,
мультфильмы, книги.

4

«Путешествие в
мир театров»

1

«Удивительный
мир театра»

Виды театров:
варежковый,
пальчиковый, театр на
фланелеграфе,
кукольный театр.
Материалы для
изготовления атрибутов
для сказок: ножницы,
карандаши, линейки,
бумага, картон, ткань.
2-й год обучения
Презентация «История
Беседа,
театра»
театрализованные
Наглядный материал
игры.
«История театра».
Придумывание
Театральный реквизит
афиши.Изготовление
(костюмы, афиши)
масок. Игры.
Материалы для
Составление
изготовления афиши для фотоальбома.
сказки: ножницы,бумага
разного размера, краски,
цветные карандаши,
восковые мелки, клей.

2

«Умные сказки» Хрестоматия для детей
старшего дошкольного
возраста «Литературное
творчество народов

Рассказывание сказок,
просмотр спектакля,
мультфильма,
рассматривание книг.

фронтальная,
групповая

фронтальная,
групповая

индивидуаль
ная
фронтальная,
групповая

фронтальная,
групповая

фронтальная,
групповая

11

3

«Играем в
театр»

4

«Давайте жить
дружно!»

Урала».
Спектакли, презентации,
мультфильмы, книги.
Материалы для
изготовления книги:
ножницы, бумага
разного размера, краски,
цветные карандаши,
восковые мелки, клей.
Виды театров:
настольный театр,
теневой, верховой театр
кукол «Би-ба-бо», театр
ложек.
Материалы для
изготовления атрибутов
для сказок: ножницы,
карандаши, линейки,
бумага, картон, ткань.
Виды театров.
Книга «Пословицы и
поговорки»
Наглядный материал:
«Хорошие и плохие
поступки»
Материалы для
изготовления книги:
ножницы, цветные
карандаши, линейки,
бумага, картон, краски,
клей.

Обсуждение
содержания сказок,
игровое упражнение
«Чему учит сказка».
Викторина «Знаешь ли
ты сказки».
Сочинение сказки,
оформление книги.
Театрализованная игра.
Разучивание ролей,
подготовка атрибутов
для сказок,
драматизация сказок,
презентации сказок.

индивидуаль
ная
фронтальная,
групповая

Театрализованная игра.
Разыгрывание
этюдов.Рассказывание
русских народных
пословиц и поговорок о
дружбе. Составление
рассказов «Мой друг».
Составление альбома
«Добрые поступки».

фронтальная,
групповая

Методические материалы:

сказки, стихи, презентации;

ресурсы информационных сетей;

иллюстрации по темам;

картотека пальчиковых, артикуляционных
гимнастик,физминуток,
проблемных ситуаций;

диагностический материал.
Программа
предусматривает
использование
элементов
следующих
образовательных педагогических технологий:

проектная технология;

технология мастерских, коллективной творческой деятельности;

здоровьесберегающие технологии способствуют обеспечению возможности
сохранения здоровья (физминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз,
пальчиковая гимнастика).
Программа основывается на следующих принципах:

принцип личностно-ориентированного подхода;

принцип доступности (усвоение материала с учетом возрастных и
психологических особенностей воспитанников);
12


принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного
привлечения органов чувств, к восприятию учебного материала);

принцип развивающего обучения («от простого – к сложному», одна тема
подается с возрастанием степени сложности).
Методы и приемы работы:
Методы
Наглядный

Рассматривание на занятиях иллюстраций, презентаций, игрушек.

Игровой

Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный
Практический
Словесный

Проблемный

Приёмы

Воспроизводство знаний и способов деятельности (работа
по образцу, беседа, упражнения по аналогии).
Использование детьми на практике полученных знаний и умений.
Чтение и рассказывание художественных произведений,
обсуждение, описание, беседа, заучивание, пояснения,
использование художественного слова.
Постановка проблемы и поиск решения нестандартных задач.
Творческое и самостоятельное использование предметов.

Формы занятий: занятия проводятся в различных формах: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Программа состоит из восьми разделов:
 «Что такое театр?»
 «Культура и техника речи»
 «Путешествие по сказкам»
 «Путешествие в мир театров»
 «Удивительный мир театра»
 «Умные сказки»
 «Играем в театр»
 «Давайте жить дружно!»
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 9 сентября.
Промежуточный контроль осуществляется в период с 19 по 23 декабря.
Итоговый контроль осуществляется с 22 по 31 мая.
Для оценивания используются следующие методы: наблюдение, беседа,
разыгрывание сказки изучение продуктов детской деятельности, специальные
диагностические ситуации, организуемые педагогом.

лист фиксации (диагностика уровня);

тестовые задания (срез знаний).
Формы отслеживания образовательных результатов:

педагогическое наблюдение;

игры;

спектакли;

продуктивная деятельность;

выставки.
13

Основная задача мониторинга - определение качества реализации Программы и
влияние дополнительной образовательной программы на динамику развития ребенка.
Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные особенности развития
ребенка, разработать индивидуальный маршрут образовательной деятельности для
максимального раскрытия потенциала каждого воспитанника. Проверка знаний и умений
проводится после изучения каждого раздела программы с целью выявления качества
усвоенных знаний.
Характеристика оценочных материалов
1-й год обучения

Предметные
результаты

Метапредметные
результаты

Личностные
результаты

Резуль
таты

Планируемые результаты

имеет представление о
положительных чертах
характера (честности,
справедливости, доброте)
негативно относится к
отрицательным чертам
характера (жестокости,
хитрости, трусости)
использует навыки
выразительной речи
передает образ героя
характерными движениями,
голосом передает характер
героя
проявляет интерес к
театральному искусству, к
художественной литературе,
книге, сказкам
имеет элементарные
представления о театре,
видах театров

Критерии
оценивания

3балла высокий
уровень
2 балла средний
уровень
1 балл низкий
уровень

Виды
контроля/промежуточ
ной аттестации

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)

практическое
задание

Игра-лото
«ХОРОШО или
ПЛОХО»

творческое
задание
наблюдение

разыгрывание
сказки

наблюдение

практическое
задание

театральная
викторина
«Знатоки театра»

Виды
контроля/промежуточ
ной аттестации

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)

2-й год обучения

Личностные
результаты

Резуль
таты

Планируемые результаты

умеет оценить и объяснить
свой поступок и поступки
других людей
развиты нравственноволевые качества
(настойчивость,
целеустремленность, умение
искать пути решения,

Критерии
оценивания

наблюдение

3балла 14

Метапредметные
результаты
Предметные
результаты

доводить начатое дело до
конца)

высокий
уровень

владеет навыками
выразительной речи

2 балла средний
уровень

держится уверенно на сцене

называет положительных и
отрицательных героев в
литературном произведении,
рассуждает, делает выводы
знает виды театров

1 балл низкий
уровень

творческое
задание

разыгрывание
сказки

наблюдение

наблюдение

творческое
задание

разыгрывание
сказки

2.4. Список литературы:
1.

2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.

10.
11.

12.

Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под
ред. Н.Е. Вераксы. Т.С. Комаровой. Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое
(инновационное), испр. и доп. - М: Мозаика-синтез. – 2019г.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников /М.:Просвещение, 1991. –
127с.
Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова // СПб.: КАРО, 2006.
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания / А.Я.
Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
Додокина Н.В. Развитие воспитательного потенциала семьи средствами семейного
театра / Н.В. Додокина // Народное образование, 2006. – № 6. – Электронная версия.
С. 95–122.
ДодокинаН.В. Семейный театр – форма взаимодействия ДОУ и семьи / Н.В.
Додокина // Управление ДОУ, 2005. – № 5. – С. 104–106.
Жучкова, Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6. Занятия с элементами
психогимнастики./2014. – 64с.
Маханёва М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду /
М.Д.Маханёва. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого / Е.В. Мигунова. / Вели кий
Новгород, 2006.
Сорокина Н.Ф. Методическое пособие Программа «Театр-творчество-дети» - М.:
АРКТИ, 2004.-208с.: (Развитие и воспитание дошкольников)
Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н.,
Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии
образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург:
ИРО. - 2016г.
Интернет ресурс:
http://school2100.com/upload/iblock/ed2/Aksenova.pdf
15

http://fb.ru/article/246862/vidyi-teatrov-v-detskom-sadu-i-atributyi-dlya teatralizovannyihigr
Театральная викторина
https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/01/10/teatralnaya_
viktorina_dlya_detey_i_roditeley.pptx
Нормативно-правовые документы:
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительстваРФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательныхобщеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерстваобразования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242;
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция
МинпросвещенияРоссии от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка
организации и осуществленияобразовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологическиетребования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей имолодёжи»;
 «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программамдля включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительногообразования детей Свердловской области» (Приложение к
приказу ГАНОУ СОСвердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. №
136-д.

16

2.5. Приложения
Приложение 1
Диагностические материалы
Проверочный тест «Театр»
Цель: выявление уровня теоретических знаний дошкольников о театре.
1. Как называются места в театре, где сидят зрители?
а) зрительный зал
б) костюмерная
в) фойе
2. Кто подбирает и шьет театральные костюмы?
а) костюмер
б) сценарист
в) артист
3.Что закрывает сцену от зрителей?
а) задник
б) занавес
в) кулисы
4.Объявление о спектакле:
а) плакат
б) афиша
в) объявление
5. Сколько предупредительных звонков дают перед началом спектакля?
а) 5
б) 3
в) 1
6.Кто занимается постановкой спектакля?
а) режиссер
б) сценарист
в) суфлёр
7.Человек, который подсказывает актёру слова из его речи:
а) режиссёр
б) сценарист
в) суфлёр
8.Сценка, в которой актёр не произносит ни одного слова, но всё объясняет с
помощью жестов
а) миниатюра
б) пантомима
9.Человек, исполняющий роль на сцене:
а) артист
б) сценарист
10. Как называется время поедания сладостей в театральном буфете?
а) антракт
б) аншлаг
в) перемена
11. Как называется театральная косметика?
а) крем
б) грим
в) румяны
12.Кто пишет музыку к спектаклям?
17

а) композитор
б) режиссёр
в) сценарист
13. Скороговорки развивают:
а) мимику
б) дикцию, речь
14. Мимика лица передаёт:
а) эмоции
б) дикцию
15. Кто занимается установкой декораций и мебели на сцене?
а) декоратор
в) монтировщик сцены
Оценка:
1 балл – правильный ответ
0 баллов – не правильный ответ.
Интерпретация результатов
10 - 15 баллов - высокий уровень;
9 - 5 балла - средний уровень;
4 - 0 баллов - низкий уровень.

18

Приложение 2
Педагогическая диагностика
уровней умений и навыков старших дошкольников
по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий
(Т.С.Комарова)
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр
нафланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать
различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения
и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме
сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные
характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с
партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена
иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки.
Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени
сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои
этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного,
настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют,
как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по
подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе,
кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты,
фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4.
Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и
подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики
главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку,
кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и
второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из
бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.
Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные
выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные
шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
19

1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в
кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях.
Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке,
изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки.
Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются
вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос
надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные
работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на
столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и
декорации к сказке.
4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она
будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы,
детские музыкальные инструменты).
5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций,
подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
6. Показ спектакля малышам.

20

Приложение 3
Театральная викторина «Знатоки театра»
Интернет ресурс:
https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/01/10/teatralnaya_vikto
rina_dlya_detey_i_roditeley.pptx
Слайд 1
Театральная викторина для детей и родителей «Знатоки театра»
Слайд 2
Как называются места в театре, где сидят зрители?
зрительный зал оркестровая яма театральный зал
Слайд 3
Человек, исполняющий роль на сцене.
артист мастер клоун
Слайд 4
Как называется место, где выступают актеры?
арена кадр сцена
Слайд 5
Перерыв между действиями спектакля
остановка перерыв антракт
Слайд 6
Как называются шторы, открывающиеся перед представлением?
гардина шторка занавес
Слайд 7
Как называется действие, которое происходит на сцене?
кино сценка спектакль
Слайд 8
Как называется объявление о спектакле?
плакат реклама театральная афиша
Слайд 9
Рукоплескание артистам
хлопанье ладушки аплодисменты
Приложение 4
Игра-лото «ХОРОШО или ПЛОХО»
(Разработка Ждановой Л.В.)
Интернет ресурс:
https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/03/24/horosho_ili_ploho.
ppt

21


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».